Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

15.10.2015
ВОПРОС:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение применяет унифицированные формы путевых листов. При проведении контрольной сверки километража было установлено, что показатели одометра меньше, чем показания системы ГЛОНАСС (разница составляет примерно 1 км на 100 км пробега). При этом учет, списание и нормы установлены согласно распоряжению Минтранса России.
Целесообразно ли использование более точных данных системы ГЛОНАСС для расчета списания ГСМ?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, учреждение вправе в дополнение к показаниям одометра (а в случае включения в систему БНСО виртуального одометра на основании таких показаний) подтверждать пробег автомобиля данными системы ГЛОНАСС.

Обоснование вывода:
Положениями п. 36 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России N 174н, четко определено, что выбытие материальных запасов производится в том числе на основании путевого листа. С вступлением в силу приказа Минфина РФ от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета..." применение государственными учреждениями унифицированных форм путевых листов для различных видов транспортных средств перестало быть обязательным, что предполагает право учреждений, исходя из условий своей деятельности, продолжить применять прежние формы путевых листов либо самостоятельно разработать новые, которые должны содержать обязательные реквизиты (п. 7 Инструкции N 157н). После вступления в силу Приказа N 52н форму применяемого путевого листа следует закрепить в учетной политике учреждения.
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 УАТ).
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (далее - Приказ N 152).
Одним из обязательных реквизитов путевого листа, подлежащих заполнению, являются сведения о транспортном средстве (п. 6 Приказа N 152), которые включают в себя, в частности, показания одометра - полные километры пробега при выезде транспортного средства из гаража и его возвращении в гараж.
Таким образом, вне зависимости от используемой в учреждении формы путевого листа (унифицированной или самостоятельно разработанной) показания одометра, на основании которого определяется киллометраж, пройденный транспортным средством, должны быть отражены в путевом листе.
По общему правилу списанию подлежат ГСМ в размере фактического расхода, но не выше нормативного. При этом величина нормативного расхода рассчитывается исходя из установленной нормы на 100 км. пробега и реального пробега транспортного средства за смену (рабочий день, сутки), определяемого по показаниям одометра.
В настоящее время широкое распространение получила установка бортового навигационно-связного оборудования (далее - БНСО) (в том числе систем ГЛОНАСС).
БНСО, установленное на конкретное транспортное средство, может включать несколько подсистем, обеспечивающих отдельные самостоятельные функции, в том числе:
- контроль соблюдения маршрута движения (определение местоположения транспортного средства);
- контроль расхода топлива;
- обеспечение голосовой связи "диспетчер-водитель";
- контроль состояния транспортного средства путем сбора телеметрической информации через подключение бортовых датчиков состояния узлов и агрегатов к аналоговым, дискретным или цифровым входам абонентского телематического терминала;
- оперативная сигнализация о возникновении нештатных и аварийных ситуаций (передача сигнала бедствия водителем в диспетчерский пункт (центр) системы диспетчерского управления нажатием тревожной кнопки);
- передача навигационной и телеметрической информации в диспетчерский пункт (центр) с заданной периодичностью;
- запись мониторинговой информации в энергонезависимую память прибора ("черный ящик") при потере связи с диспетчерским пунктом (центром) и последующая автоматическая передача записанной информации при восстановлении связи;
- передача управляющих воздействий на исполнительные устройства, установленные на транспортные средства ГПТ;
- подсчет пройденного расстояния (виртуальный одометр).
Соответственно, в зависимости от комплектаций БНСО, установленных на транспортные средства, на основании показаний БНСО может в том числе измеряться расстояние, пройденное транспортным средством, контролироваться расход топлива, подтверждаться использование транспортного средства в служебных целях.
На возможность подтверждения пробега служебного автомобиля и обоснования расходов на топливо на основании данных БНСО в целях налогового учета указывают содержания разъяснений уполномоченных органов (смотрите письмо от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354).
Кроме того, на уровне отдельных публично-правовых образований нормативными актами установлена необходимость приложения к путевому листу отчета данных навигационной системы (смотрите, например, п. 5.2.3.3 Регламента мониторинга транспортных средств, оснащенных бортовым навигационным оборудованием ГЛОНАСС, муниципальными предприятиями и учреждениями Озерского городского округа, утвержденного постановлением администрации Озерского городского округа Челябинской области от 18.03.2015 N 735).
Таким образом, на наш взгляд, учреждение вправе в дополнение к показаниям одометра*(1) (а в случае включения в систему БНСО виртуального одометра на основании таких показаний) подтвердить пробег автомобиля данными системы ГЛОНАСС. Возможность подтверждения пробега на основании данных системы БНСО следует обосновать и закрепить в учетной политике учреждения.

К сведению:
Минэкономразвития России провел экспертизу методических рекомендаций, указанных в распоряжении Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р. В заключении от 20 апреля 2012 г., сделанном по итогам этого мероприятия, ведомство в том числе отметило, что контроль расхода топлива через оборудование ГЛОНАСС является наиболее оптимальным решением.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

2 октября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) В определенных ситуациях такой способ является альтернативной возможностью подтвердить пробег служебного автомобиля, например, при неисправном одометре.

Все консультации данной рубрики