Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

16.10.2015
ВОПРОС:
АО хочет подарить Российской Федерации часть недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве собственности (нежилые помещения и отдельные строения).
Каковы особенности данного вида договора, предусмотренные законодательством? Кто уплачивает государственную пошлину за переход права собственности по договору дарения?
ОТВЕТ:

В соответствии с п. 1 ст. 124 ГК РФ Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К Российской Федерации как субъекту гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК РФ).
Отношения по договору дарения урегулированы главой 32 ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Нормы ГК РФ не ограничивают публично-правовые образования (включая Российскую Федерацию) в праве безвозмездно приобретать имущество на основании договора дарения. Следовательно, Российская Федерация вправе заключить такой договор, приняв в дар любое имущество, включая недвижимость, поскольку в отношении соответствующего вида имущества не установлены ограничения в обороте, препятствующие его отчуждению (ст. 129 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством РФ осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее также - Росимущество).
Пункт 4 того же Положения устанавливает, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно п. 5.13 Положения к полномочиям Росимущества отнесено приобретение в установленном порядке имущества в федеральную собственность. С целью реализации соответствующих полномочий Росимуществом (территориальными органами Росимущества) принимаются решения о приобретении имущества в федеральную собственность (пп. "г" п. 1 приказа Росимущества от 23.09.2009 N 273).
Основываясь на изложенном, полагаем, что в приведенной ситуации стороной договора дарения (одаряемым) должна быть Российская Федерации в лице территориального органа Росимущества по месту нахождения объектов недвижимости, которые являются предметом договора.
Вместе с тем ответ на вопрос о том, какой федеральный орган государственной власти уполномочен представлять Российскую Федерацию в отношениях, связанных с заключением договора дарения недвижимости, в конкретной ситуации зависит от особенностей, связанных в том числе с назначением имущества и целями его передачи. При определенных обстоятельствах (например если имущество передается в интересах Вооруженных Сил РФ) органом, действующим от имени Российской Федерации в отношениях по договору дарения, может быть Минобороны России (постановление АС Северо-Западного округа от 06.10.2014 N Ф07-8073/14, смотрите также, например, п. 2 постановления Правительства РФ от 03.12.2004 N 739).
Закон не устанавливает особенностей, которые должны учитываться при заключении договора дарения, одаряемым по которому является Российская Федерация. К числу таких особенностей может быть отнесено лишь то, что если имущество (вещь) передается государству в дар в общеполезных целях, такое дарение квалифицируется как пожертвование, а значит, к нему не применяются правила ст. 578 ГК РФ об отмене дарения и правила ст. 581 ГК РФ о правопреемстве при обещании дарения (п. 6 ст. 582 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Как следует из положений главы 32 ГК РФ, для договора дарения существенным является условие о его предмете. Условие о предмете договора дарения, по которому одаряемому передаются объекты недвижимого имущества, считается согласованным, если договор позволяет определить индивидуальные характеристики этих объектов (в частности содержит указание на их местоположение, кадастровый номер и т.д.) (смотрите также постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.03.2010 по делу N А27-12024/2008).
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ переход права собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Договор дарения недвижимости, заключенный после 01.03.2013, не подлежит государственной регистрации (п. 3 ст. 574 ГК РФ, ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 N 302-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. Этой же нормой предусмотрено, что если право возникает на основании соглашения или договора с органом государственной власти, государственная регистрация права может быть осуществлена на основании заявления этого органа либо на основании заявления лица, которое заключило с органом государственной власти соответствующие договор или соглашение.
Таким образом, при дарении недвижимости государству с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости в орган Росреестра вправе обратиться территориальный орган Росимущества, выступающий от имени РФ при заключении и исполнении договора дарения.
Согласно п. 2 ст. 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, которые обращаются за совершением юридически значимых действий, к числу которых относится и государственная регистрация прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество (пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
В силу пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ федеральные органы государственной власти при их обращении за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, в том числе за совершением государственной регистрации прав на недвижимость, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Следовательно, в рассматриваемом случае при обращении Росимущества (его территориального органа) за государственной регистрацией перехода права собственности на недвижимость по договору дарения государственная пошлина уплачиваться не будет.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

29 сентября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики