Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

19.10.2015
ВОПРОС:
Организация проводит розыгрыш призов (стимулирующую лотерею). Покупатели автомобилей автоматически становятся участниками розыгрыша. Разыгрываются автомобиль и другие ценные призы.
Можно ли сумму "входного" НДС принять к вычету?
Можно ли стоимость подарков включить в расходы для целей налогового учета?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Суммы НДС, предъявленного продавцами (изготовителями) указанных призов, подлежат вычету из бюджета в установленном законодательством порядке на основании ст.ст. 171 и 172 НК РФ.
Поскольку дохода от безвозмездной передачи призов физическим лицам у организации не возникает, в связи с совершением такой операции не образуется налоговой базы по налогу на прибыль.
Организация вправе учесть при налогообложении прибыли затраты на приобретение автомобиля и других ценных призов на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ с учетом ограничений по сумме расходов, предусмотренных п. 4 той же статьи.

Обоснование вывода:
Согласно п. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 416-ФЗ из Федерального закона N 138-ФЗ "О лотереях" с 30.01.2014 исключено понятие "стимулирующая лотерея".
При этом участие в стимулирующей лотерее является следствием приобретения у организатора лотереи определенных товаров или услуг (то есть заключения договоров купли-продажи или оказания услуг).
В соответствии с разъяснениями Министерства экономического развития РФ, представленными в письме от 07.04.2014 N Д09и-451 "О проведении стимулирующих мероприятий" (доведено для сведения и использования в работе письмом ФНС России от 21.04.2014 N ЕД-4-2/7598), проведение стимулирующих мероприятий является предметом нормативного правового регулирования Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Таким образом, в рассматриваемом случае проведение стимулирующей акции в виде розыгрыша автомобиля, условием участия в которой является приобретение какого-либо товара, осуществляется на основании положений Закона о рекламе.
Согласно п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность. Дарением также является безвозмездная передача имущественного права (требования) к себе или к третьему лицу либо освобождение (обязательство освободить) от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением.
В рассматриваемом случае участие в стимулирующей лотерее является следствием приобретения покупателями у организатора лотереи автомобилей. Такие обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что при определении победителя акции (лица, имеющего право на получение приза) между этим лицом и организацией заключается договор дарения (п. 1 ст. 572 ГК РФ).

НДС

Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.
Налогоплательщик вправе предъявить к вычету НДС в том периоде, в котором выполнены все условия, предусмотренные ст.ст. 171, 172 НК РФ:
- товары (работы, услуги) приобретены для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);
- товары (работы, услуги) приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ);
- имеется правильно оформленный счет-фактура поставщика (п. 2 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ).
Безвозмездная передача организацией призов является объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146, ст. 39 НК РФ).
При этом суммы "входного" НДС по товарам (работам, услугам), использованным при приобретении (изготовлении) рекламной продукции стоимостью менее 100 рублей, в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 170 и п. 2 ст. 171 НК РФ к вычету не принимаются и учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) (смотрите, например, письма Минфина России от 04.06.2013 N 03-03-06/2/20320, письма УФНС России по г. Москве от 09.02.2010 N 16-15/13276, от 10.01.2007 N 19-11/741, постановления ФАС Московского округа от 13.05.2014 N Ф05-2657/14, ФАС Северо-Западного округа от 16.10.2013 N Ф07-7727/13). При передаче данной продукции организация не должна исчислять НДС (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ, смотрите также письма Минфина России от 04.06.2013 N 03-03-06/2/20320, от 25.10.2010 N 03-07-11/424, от 14.04.2008 N 03-07-11/144, УФНС России по г. Москве от 09.02.2010 N 16-15/13276).
Если стоимость единицы рекламной продукции (призов) превышает 100 руб., операция по ее безвозмездной передаче облагается НДС (смотрите, например, письма Минфина РФ от 16.07.2012 N 03-07-07/64, от 23.10.2014 N 03-07-11/53626, п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33). В таком случае "входной" НДС по сувенирной продукции, переданной безвозмездно, принимается к вычету в общеустановленном порядке на основании ст. 171 НК РФ и ст. 172 НК РФ (смотрите также письма Минфина России от 04.06.2013 N 03-03-06/2/20320, от 10.04.2006 N 03-04-11/64, УФНС России по г. Москве от 12.05.2008 N 19-11/45206).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации передача приза - это облагаемая НДС операция, следовательно, "входной" НДС, предъявленный продавцами указанных призов, организация имеет право принять к вычету при соблюдении общих условий ст. 171 и ст. 172 НК РФ.

Налог на прибыль

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Согласно п. 2 ст. 252 НК РФ расходы, в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
В соответствии с п. 2 ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации, прочие расходы.
Расходы на рекламу включаются в состав прочих расходов налогоплательщика, связанных с производством и реализацией (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).
В письме Минфина России от 30.11.2012 N 03-03-06/1/619 отмечается, что затраты на проведение розыгрыша призов (стимулирующей лотереи) должны признаваться в составе прочих расходов организации в порядке пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ, то есть нормироваться в числе расходов на рекламу в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ. Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ установлено, что расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Таким образом, организация вправе учесть при налогообложении прибыли затраты на приобретение автомобиля и других ценных призов на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ с учетом ограничений по сумме расходов, предусмотренных п. 4 той же статьи.
При этом, поскольку дохода от безвозмездной передачи товара физическому лицу у организации не возникает, в связи с совершением такой операции не образуется налоговой базы по налогу на прибыль (ст. 274 НК РФ).

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет расходов на рекламу;
- Энциклопедия решений. Расходы на рекламу (в целях налогообложения прибыли);
- Энциклопедия решений. Налогообложение НДС передачи в рекламных целях товаров (работ, услуг) стоимостью более 100 рублей.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Каратаева Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

2 октября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики