Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

19.10.2015
ВОПРОС:
Образовательному учреждению субъекта РФ (Кабардино-Балкарская Республика) в 2012 году в соответствии с распоряжением Правительства этого субъекта РФ был изменен тип с казенного на бюджетное. При этом до марта 2015 года учреждение являлось получателем бюджетных средств. Государственное задание было сформировано в 2015 году. В марте 2015 были отозваны лимиты бюджетных обязательств и предоставлена субсидия на выполнение государственного задания.
В 2015 году была проведена проверка органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждения, Министерства образования субъекта РФ. Нарушений в финансовой части деятельности учреждения обнаружено не было.
В 2015 году Министерство финансов субъекта РФ решило осуществить проверку отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности учреждения, а именно деятельность учреждения в рамках приносящей доход деятельности.
Законно ли проведение проверки ревизорами Министерства финансов субъекта РФ и каков круг их полномочий?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Так как в период до 2015 года учреждение фактически являлось получателем бюджетных средств, осуществление контроля со стороны Министерства финансов субъекта РФ в рамках полномочий, определенных правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, обосновано, в том числе и в части приносящей доход деятельности в указанный период.

Обоснование позиции:
В рамках данного ответа мы не рассматриваем сложившуюся ситуацию в части расхождения типа учреждения в уставных документах и документах, на основании которых осуществлялось финансирование деятельности учреждения.
Государственные (муниципальные) учреждения являются объектами государственного (муниципального) финансового контроля (п. 1 ст. 266.1 БК РФ).
Внутренний финансовый контроль - разновидность государственного (муниципального) финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений. Осуществляется органами исполнительной власти в рамках всего публично-правового образования, является контрольной деятельностью (п.п. 1, 3 ст. 265 БК РФ).
Согласно п. 1 ст. 269.2 БК РФ перечень полномочий органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является закрытым и включает следующие полномочия:
- контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
Таким образом, из положений действующего федерального законодательства следует, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля вправе осуществлять контроль за соблюдением государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями условий предоставления субсидий, полнотой и достоверностью отчетности по реализации государственных (муниципальных) заданий. Поэтому проверку операций бюджетных учреждений по приносящей доход деятельности эти органы, как правило, осуществляют только в той мере, в которой подобная деятельность повлияла на исполнение государственного (муниципального) задания.
В то же время порядок осуществления полномочий органами внутреннего финансового контроля субъекта определяется правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (п. 3 ст. 269.2 БК РФ).
Порядок осуществления Министерством финансов Кабардино-Балкарской Республики внутреннего государственного финансового контроля утвержден постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 08.07.2014 N 138-ПП (далее - Порядок N 138-ПП). В числе объектов контроля поименованы государственные учреждения Кабардино-Балкарской Республики (казенные, бюджетные, автономные) (пп. "в" п. 4 Порядка N 138-ПП). При этом в перечне полномочий при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере указан анализ целесообразности и эффективности бюджетных и внебюджетных расходов (пп. "е" п. 3 Порядка N 138-ПП).
Казенное учреждение является получателем бюджетных средств (участником бюджетного процесса) и находится в ведении уполномоченного органа, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено действующим законодательством (ст. 6, п. 1 ст. 161, ст. 162 БК РФ). Финансовое обеспечение деятельности казенных учреждений осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК РФ). Осуществлять приносящую доходы деятельность казенные учреждения могут только в том случае, если такое право предусмотрено в их учредительных документах (п. 4 ст. 298 ГК РФ и п. 3 ст. 161 БК РФ). При этом доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 5 ст. 41 БК РФ).
С учетом изложенного мы полагаем, что, так как в период до 2015 года учреждение фактически являлось получателем бюджетных средств, осуществление контроля со стороны Министерства финансов субъекта РФ в рамках полномочий, определенных правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, обосновано, в том числе и в части приносящей доход деятельности в указанный период.
В заключение отметим, что участие ревизоров Министерства финансов субъекта РФ в проверке приносящей доход деятельности бюджетного учреждения, по нашему мнению, возможно при организации проверки в рамках контроля органа, осуществляющего функции и полномочия учредителей, например, при заключении соглашения между уполномоченными органами о сотрудничестве и взаимодействии.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Финансовый контроль;
- Энциклопедия решений. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль;
- Энциклопедия решений. Контроль органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

28 сентября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики