Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

20.10.2015
ВОПРОС:
В ходе проведенной контрольно-ревизионным отделом Министерства спорта и физической культуры аудиторской проверки установлены нецелевые расходы денежных средств в государственном бюджетном учреждении, которое не оказывает платные услуги и не ведет деятельности, приносящей доход.
Проверка проводилась за период 2014 года и 1 полугодие 2015 года. Проверкой установлены нарушения, допускаемые учреждением в течение всего проверяемого периода: необоснованное применение надбавки при выплате заработной платы сотруднику и списание ГСМ сверх установленных норм, осуществленные за счет субсидии на выполнение государственного задания. В проверяемом периоде учреждение представляло в налоговый орган "нулевые" декларации по налогу на прибыль. По результатам проверки составлен акт, согласно приказу директор бюджетного учреждения внес денежные средства, использованные не по целевому назначению, в кассу. Далее эти денежные средства перечислены в доход бюджета. В настоящее время внесение в кассу денежных средств, использованных не по целевому назначению, и их перечисление в доход бюджета отражено в рамках вида финансового обеспечения 2 "Собственные доходы".
Нужно ли отражать эти суммы в декларации по налогу на прибыль как внереализационные доходы и внереализационные расходы?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Суммы возмещения ущерба не могут быть отнесены к средствам целевого финансирования или целевым поступлениям и подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль как внереализационный доход.
Перечисление денежных средств, использованных не по целевому назначению, в доход бюджета расходом в целях налогообложения не является.

Обоснование позиции:
Прежде всего отметим, что данный вопрос напрямую нормами законодательства не урегулирован, официальных разъяснений и судебной практики по аналогичным ситуациям нам найти не удалось. Поэтому мы можем высказать только свое экспертное мнение.
Действующая редакция НК РФ не содержит специальных статей, устанавливающих порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организациями госсектора, в том числе бюджетными учреждениями, поэтому в данном случае руководствоваться следует общими нормами налогового законодательства.
В силу абзаца третьего пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ доходы в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям, отнесены к средствам целевого финансирования, не учитываемым при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
При этом использованные не по целевому назначению целевое финансирование и целевые поступления, на основании п. 14 ст. 250 НК РФ, признаются внереализационным доходом, за исключением бюджетных средств. В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства РФ. То есть использованные не по целевому назначению средства субсидии не учитываются в качестве внереализационного дохода.
В анализируемой ситуации сумма внесенных в кассу учреждения денежных средств, по своей сути, является возмещением ущерба, нанесенного неправомерными действиями должностных лиц, или компенсацией затрат учреждения*(1). Согласно п. 3 ст. 250 НК РФ суммы возмещения ущерба признаются внереализационным доходом налогоплательщика.
Таким образом, суммы возмещения ущерба в сложившихся обстоятельствах не могут быть отнесены к средствам целевого финансирования или целевым поступлениям (ст. 251 НК РФ) и подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль как внереализационный доход на основании п. 3 ст. 250 НК РФ.
В отношении необходимости перечисления в доход бюджета сумм, поступивших в возмещение ущерба (компенсации затрат), отметим, что механизм возврата средств субсидии, являющейся финансовым обеспечением выполнения государственного (муниципального) задания, в случае выявления факта их нецелевого использования, а также источники, за счет которых указанные средства могут быть возмещены в доход соответствующего бюджета при наличии предписания уполномоченного органа, положениями Бюджетного кодекса РФ не регламентированы.
Тем не менее даже при отсутствии указанного механизма, а также обязанности у бюджетных учреждений по перечислению в доход бюджета израсходованных не по целевому назначению средств субсидий, являющихся финансовым обеспечением выполнения ими государственного (муниципального) задания, в силу объективных обстоятельств, в частности по требованию учредителя*(2), учреждению надлежит вернуть в доход бюджета израсходованные не по целевому назначению средства субсидии, предоставленной ему в соответствии с абзацем 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ.
Однако в таком случае добровольное перечисление средств в бюджет, урегулированное в рамках бюджетного законодательства Соглашением о предоставлении субсидии, для целей налогообложения расходом не является, так как перечисление в доход бюджета израсходованных не по целевому назначению средств субсидий не соответствует критериям признания расходов, установленных п. 1 ст. 252 НК РФ.
Подводя итог сказанному, мы приходим к выводу о возникновении у учреждения налогооблагаемой базы (внереализационного дохода) в размере поступившей в кассу суммы возмещения ущерба и необходимости исчисления и уплаты налога на прибыль организаций в соответствии со ст.ст. 286 и 287 НК РФ.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Налог на прибыль в бюджетных и автономных учреждениях;
- Энциклопедия решений. Учет доходов бюджетного (автономного) учреждения в целях налогообложения прибыли;
- Энциклопедия решений. Учет расходов бюджетного (автономного) учреждения в целях налогообложения прибыли.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

28 сентября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) В этой связи рекомендуем ознакомиться с материалом "Энциклопедия решений. Учет в госучреждениях выявленных переплат и неположенных выплат".
*(2) Конкретные условия предоставления субсидий, как правило, устанавливаются в соответствующих договорах (соглашениях), заключаемых между учредителями и получателями субсидий. В таких документах, в частности, может содержаться требование о порядке и сроках возврата неиспользованных или использованных не по назначению сумм.

Все консультации данной рубрики