Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Налоги
-
21.10.2015
- Вправе ли организация (ООО) самостоятельно дополнять унифицированную форму платежной ведомости по форме N Т-53, утвержденную постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, дополнительными столбцами с последующим утверждением видоизмененной формы руководителем организации? Если имеет право, то каков дальнейший порядок отражения в учетной политике произведенных изменений в форме N Т-53?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Платежную ведомость формы N Т-53 организация вправе дополнить необходимыми столбцами (реквизитами). Такую форму следует утвердить в учетной политике организации.
Обоснование позиции:
Согласно п. 6 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание N 3210-У) выдача наличных денег для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам производится по расходным кассовым ордерам 0310002, расчетно-платежным ведомостям 0301009, платежным ведомостям 0301011 (смотрите также пп. 6.5 Указаний N 3210-У).
Цифровые коды форм документов, приведенные в Указании N 3210-У, соответствуют Общероссийскому классификатору управленческой документации ОК 011-93 (ОКУД). В частности, по коду ОКУД 0301011 зарегистрирована платежная ведомость унифицированной формы N Т-53, утвержденной постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" (далее - Постановление N 1).
Документы, предусмотренные Указанием N 3210-У, могут оформляться на бумажном носителе или в электронном виде (п. 4.7 Указания N 3210-У).
Согласно ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Формы первичных учетных документов утверждаются учетной политикой экономического субъекта (четвертый абзац п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").
С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например кассовые документы) (смотрите информацию Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012, письма Минфина России от 04.02.2015 N 03-03-10/4547, от 27.05.2014 N 03-03-10/25243). Получается, что вносить изменения в формы кассовых документов нельзя.
При этом, как указано в п. 4.1 Указаний N 3210-У, кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002 (далее - кассовые документы).
С учетом этой нормы видим, что к кассовым документам - документам, оформляющим кассовые операции (п. 4.1 Указания N 3210-У), относятся:
- приходный кассовый ордер,
- расходный кассовый ордер.
Никакие другие документы, оформляемые при проведении кассовых операций (кассовая книга, ведомости и т.д.), кассовыми документами не именуются. Не именуются ими и расчетно-платежные ведомости 0301009, и платежные ведомости 0301011, о которых идет речь в п.п. 6, 6.1, 6.5 Указаний N 3210-У.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" на ЦБ РФ возложена функция определения порядка ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенного порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства.
В рамках ее исполнения и разработаны Указания N 3210-У. При этом в этом документе непосредственно форма платежной ведомости не содержится, в нем приведен только ее цифровой код согласно ОКУД. Как уже сказано выше, сама форма N Т-53 утверждена Постановлением N 1, которое в целях реализации требований Трудового кодекса РФ утверждает унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты. Значит, можно считать, что форма N Т-53 является документом по учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда (п. 1.2 Постановления N 1), а не кассовым документом (п. 4.1 Указаний N 3210-У), несмотря на ее упоминание в Указаниях N 3210-У. Это означает, что ее форма может быть скорректирована.
Более того, Минтруд России в письме от 14.05.2013 N 14-1/3030785-2617 сообщал, что:
- с 1 января 2013 года в связи с вступлением в силу положений Закона N 402-ФЗ унифицированные формы по учету труда и его оплаты, утвержденные постановлением N 1, не являются обязательными к применению;
- в целях учета труда и его оплаты организациям (за исключением государственного сектора) необходимо самостоятельно утвердить формы первичных учетных документов для документального отображения соответствующих требованиям трудового законодательства фактов хозяйственной деятельности (например прием работников на работу, направление в командировку, учет рабочего времени, другие);
- Законом N 402-ФЗ не установлены ограничения на включение в данные документы дополнительных реквизитов.
На наш взгляд, поскольку Указания N 3210-У определяют необходимость использования платежной ведомости, делать вывод о возможности самостоятельного утверждения именно этой формы рискованно. Однако право на ввод дополнительных реквизитов у организации есть.
В упомянутой выше Информации Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012 также сказано, что Законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете не установлены какие-либо ограничения на включение в первичные учетные документы дополнительных к обязательным реквизитов. Включение дополнительных к обязательным реквизитов в первичный учетный документ осуществляется организацией при необходимости (в связи с характером факта хозяйственной жизни, оформляемым данным документом, требованиями нормативных правовых актов, потребностями управления, технологией обработки учетной информации, др.).
Таким образом, Законом N 402-ФЗ, Указаниями N 3210-У, а также Постановлением N 1 не установлены ограничения на включение дополнительных реквизитов в форму N Т-53. По нашему мнению, форму платежной ведомости N Т-53 можно дополнить необходимыми столбцами (реквизитами). Полагаем, такую форму следует утвердить в учетной политике организации.
К сведению:
С помощью онлайн-сервиса "Конструктор учетной политики" Вы сможете подготовить учетную политику с использованием данных своей организации, а также сохранить подготовленный текст в формате, совместимом с большинством распространенных текстовых редакторов (смотрите Конструктор учетной политики коммерческой организации).
Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Учетная политика по бухгалтерскому учету;
- Энциклопедия решений. Разработка и утверждение первичных документов для бухгалтерского учета.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российской коллегии аудиторов Федорова Лилия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена
30 сентября 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним