Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

23.10.2015
ВОПРОС:
Муниципальное казенное учреждение заключило контракт на поставку мебели для объекта, капитальное строительство которого осуществляется в рамках исполнения муниципальной программы. Условиями контракта было предусмотрено, что мебель поставляется в собранном виде, при этом до момента ее установки на объекте мебель находится на ответственном хранении у поставщика.
Фактически мебель была поставлена в разобранном виде. При этом учреждением были подписаны документы, подтверждающие выполнение контракта, без фиксации претензий со стороны заказчика в связи с ненадлежащим выполнением поставщиком условий контракта. При заключении контракта поставщиком были перечислены средства в качестве обеспечения исполнения контракта.
Имеет ли муниципальное казенное учреждение право использовать эти средства для устранения замечаний по контракту, если поставщик эти замечания устранить отказался?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Суммы неустоек, удержанных из сумм обеспечения исполнения контракта, не могут быть направлены казенным учреждением на исправление недостатков поставленных в рамках контракта нефинансовых активов.

Обоснование вывода:
В соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), то условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных контрактом обязательств должно быть включено в контракт (ч. 4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). При этом закон определяет следующие виды неустоек, применяемых за нарушение обязательств:
пеня - за просрочку исполнения обязательства;
штраф - за иные нарушения.
Оплата государственного (муниципального) контракта может быть осуществлена казенным учреждением путем выплаты исполнителю государственного (муниципального) контракта суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов) (смотрите, например, письмо Минфина России от 26.12.2011 N 02-11-00/5959). Данный вывод специалисты финансового ведомства делают на основании анализа положений ст.ст. 308, 313 ГК РФ во взаимосвязи с нормами бюджетного законодательства. При этом подобный способ расчетов может применяться исключительно при условии перечисления суммы неустойки (штрафа, пеней) в доход соответствующего бюджета.
Дело в том, что любые доходы казенного учреждения подлежат зачислению в соответствующий бюджет (смотрите, в частности, ст. 41, п.п. 2, 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ).
Уплата поставщиком (подрядчиком, исполнителем) неустойки (штрафа, пени) является мерой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение им условий гражданско-правовой сделки.
Согласно положениям статьи 41 БК РФ средства от применения мер гражданско-правовой ответственности в случае, если стороной договора является получатель бюджетных средств, действующий от имени публично-правового образования, относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и подлежат зачислению в соответствующий бюджет (письмо Минфина России от 17.09.2015 N 02-08-07/53443).
Соответственно, суммы неустоек, удержанных из сумм обеспечения исполнения контракта, не могут быть направлены казенным учреждением на исправление недостатков поставленных активов (выполненной работы, оказанной услуги), в том числе и для оплаты сборки мебели, поставленной в рамках заключенного контракта.
Кроме того, в рассматриваемой ситуации учреждением были подписаны документы, подтверждающие выполнение контракта, без фиксации претензий со стороны заказчика в связи с ненадлежащим выполнением поставщиком условий контракта, поэтому у учреждения отсутствуют законные основания для предъявления к контрагенту каких-либо требований, а также нет оснований для начисления сумм неустоек.
Согласно ч. 27 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) (далее - контрагент) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется контрагентом).
При определении сроков возврата обеспечения исполнения контрактов учреждению необходимо руководствоваться условиями конкретных заключенных контрактов. Если в установленные сроки сумма обеспечения не будет возвращена контрагенту, он сможет обратиться в суд с требованием о взыскании суммы денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Учет расчетов по неустойкам в госучреждениях;
- Энциклопедия решений. Учет доходов бюджета в казенном учреждении;
- Энциклопедия решений. Зачет (удержание) суммы пеней и штрафов из суммы обеспечения исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

6 октября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики