Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

26.10.2015
ВОПРОС:
Судебный процесс возбужден против руководителя бюджетной организации.
Инициаторами судебного разбирательства стали несколько работников бюджетного учреждения, обратившиеся в суд с требованием к работодателю об оплате отработанного ими времени. Планом ФХД такие расходы не предусмотрены ни по одному из видов финобеспечения.
За счет каких средств (бюджетных или внебюджетных) могут быть осуществлены расходы по оплате адвокатских услуг?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы по оплате адвокатских услуг могут быть осуществлены без каких-либо опасений за счет средств от приносящей доход деятельности.
При соблюдении определенных условий расходы по оплате адвокатских услуг могут быть осуществлены и за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.
При принятии решения об оплате данных расходов из конкретного источника финансового обеспечения в План ФХД должны быть внесены соответствующие изменения.

Обоснование вывода:
Как следует из положений ст. 15, 16, 57 и ч. 1 ст. 381 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ), требования работников о взыскании заработной платы являются существом (предметом) индивидуальных трудовых споров, вытекающих из трудовых правоотношений. То есть индивидуальный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства.
В качестве работодателя в рассматриваемой ситуации выступает юридическое лицо - учреждение (ст. 20 ТК РФ).
Руководитель же учреждения, с точки зрения законодательства, является единоличным исполнительным органом данного юридического лица, через который организация приобретает свои гражданские права и выполняет обязанности. То есть именно он осуществляет текущее руководство деятельностью бюджетного учреждения, решая все вопросы, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления, действуя от имени организации без доверенности (ст.ст. 48, 53, 123.21 ГК РФ, ст.ст. 3, 9.1, 30 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ).
Таким образом, в данном случае участником индивидуального трудового спора выступает учреждение как работодатель, а не руководитель этого учреждения. Сам же трудовой спор вытекает из уставной деятельности учреждения и связанных с ней трудовых отношений. Следовательно, необходимость привлечения адвоката для защиты интересов учреждения в судебном процессе влечет расходы, которые ложатся на плечи самого учреждения.
При принятии решения о том, в рамках какого вида деятельности следует производить рассматриваемые расходы, необходимо принимать во внимание следующее:
1. Доходы, полученные бюджетным учреждением от осуществления приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ).
Документом, определяющим направления использования бюджетным учреждением субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и собственных средств учреждения, является план финансово-хозяйственной деятельности учреждения (далее - План ФХД), составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения, в соответствии с требованиями, установленными приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н.
Иными словами, бюджетное учреждение вправе осуществлять любые расходы (в том числе и на оплату адвокатских услуг) за счет средств от приносящей доход деятельности, достаточно лишь предусмотреть соответствующее направление расходов в Плане ФХД.
2. Согласно п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением государственного (муниципального) задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Такие субсидии предоставляются в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ.
При этом бюджетные учреждения самостоятельно определяют направления расходования средств субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий в соответствии с Планами ФХД. Иными словами, средства субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания вовсе не обязательно должны расходоваться в строгом соответствии c теми направлениями (видами расходов) и нормами расходов, которые учитывались при расчете общего годового размера такой субсидии (п. 12 Требований к Плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденных приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н; письмо Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/293). Главное, чтобы государственное (муниципальное) задание выполнялось в установленные сроки, в полном объеме и с должным качеством.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что оплата адвокатских услуг может быть осуществлена и за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.
Вместе с тем направление средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания на осуществление расходов, не учитываемых в явном виде при определении ее размера, недопустимо, если такие действия приведут к существенному снижению качественных и (или) количественных показателей выполнения задания по итогам года (смотрите также письмо Минфина России от 13.12.2013 N 02-01-011/54916).
3. Специалисты финансового ведомства указывают, что остатки субсидии на выполнение задания (экономия) могут расходоваться учреждением при условии, что направления расходования этих остатков соответствуют целям деятельности учреждения, утвержденным в его уставе (Раздел 6 Рекомендаций Минфина России от 22.10.2013).
Во многих письмах финансового ведомства речь идет об экономии средств субсидии на выполнение задания (смотрите, например, письма Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/293, от 12.07.2012 N 02-13-06/2703, от 07.08.2012 N 02-03-06/3073, от 09.08.2012 N 02-13-06/3106, от 08.10.2012 N 02-13-06/4132). В этих письмах нет ссылок на положения ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", напротив, из их содержания можно сделать вывод - бюджетные учреждения могут "зафиксировать" экономию средств субсидии уже в течение года.
Вопрос о том, каким образом может быть "зафиксирована" экономия, запланированная и достигнутая бюджетным учреждением в течение года, в настоящее время остается открытым. Однако отсутствие документального подтверждения наличия экономии средств субсидии на выполнение государственного задания на момент осуществления расходов может послужить поводом для претензий со стороны проверяющих органов*(1).
То есть учреждение может осуществить расходы, не учитываемые в явном виде при определении размера субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, за счет экономии средств такой субсидии, но в этом случае следует подготовить документальное подтверждение наличия экономии средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания текущего периода на момент осуществления расходов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

5 октября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Смотрите решение Арбитражного суда Ивановской области от 28.08.2015 по делу N А17-2519/2015.

Все консультации данной рубрики