Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

27.10.2015
ВОПРОС:
Может ли контрактный управляющий утвердить аукционную документацию, если нет контрактной службы?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Контрактный управляющий вправе утвердить документацию о закупке, если это входит в его должностные обязанности.

Обоснование вывода:
В первую очередь отметим, что порядок утверждения документации о закупке не определен ни Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), ни иными нормативными правовыми актами. Часть 3 ст. 48 Закона N 44-ФЗ лишь указывает, что для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (в отношении других способов закупки отсутствует даже такое указание). Вместе с тем, как следует из ряда положений Закона N 44-ФЗ (например из ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 9, ч. 2 ст. 12 этого Закона), в отношениях, регулируемых законодательством о контрактной системе, от имени заказчика выступают его должностные лица.
Часть 1 ст. 38 Закона N 44-ФЗ обязывает заказчиков, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создавать контрактные службы. В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает контрактного управляющего - должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (ч. 2 той же статьи).
Контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют функции и полномочия, перечень которых приведен в ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, в том числе осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов (п. 3 этой части).
Как следует из приведенных норм, функции и полномочия контрактного управляющего идентичны тем, которыми обладает контрактная служба. Утверждение документации о закупке Законом N 44-ФЗ напрямую к полномочиям контрактной службы (ее руководителя) или контрактного управляющего не отнесено. Однако закон не относит решение этого вопроса к компетенции и какого-либо другого органа или должностного лица заказчика. Поэтому решение этого вопроса фактически отнесено к компетенции учредителя и органов управления заказчика, которые могут установить порядок утверждения документации о закупке и определить лицо, которое обязано ее утверждать.
На практике можно встретить различные варианты решения вопроса о должностном лице заказчика, в компетенцию которого входит утверждение документации о закупке. Во многих случаях такая документация утверждается руководителем заказчика, что не противоречит требованиям Закона N 44-ФЗ (смотрите, например, пп. 4.2.7 п. 4.2 Порядка взаимодействия Уполномоченного органа с заказчиками муниципального образования "Город Киров" при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, утвержденного постановлением администрации города Кирова от 20.12.2013 N 5071-п, п. 7.4 Положения о закупках товаров, работ, услуг федерального государственного бюджетного научного учреждения "Сахалинский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии", утвержденного приказом Федерального агентства по рыболовству от 29.12.2014 N 1110, п. 6.3 Регламента проведения процедур закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в Министерстве образования и науки Пермского края, утвержденного приказом Министерства образования и науки Пермского края от 11.03.2014 N СЭД-26-01-04-137).
В некоторых правовых актах утверждение документации о закупке отнесено к компетенции руководителя контрактной службы или контрактного управляющего заказчика (смотрите, например, п. 17 Порядка взаимодействия контрактного управляющего со структурными подразделениями Администрации городского округа Сухой Лог, утвержденного постановлением Главы городского округа Сухой Лог Свердловской области от 06.10.2014 N 2424-ПГ, п. 3.15 Положения о порядке взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области, утвержденного постановлением Администрации муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области от 18.03.2014 N 357, пп. 3.2.4 п. 3.2 Положения о контрактном управляющем, утвержденного постановлением Администрации Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области от 16.06.2014 N 56).
Отсюда следует, что контрактный управляющий не лишен права утвердить документацию об аукционе, если это входит в его должностные обязанности. На наш взгляд, соответствующие полномочия целесообразно закрепить в положении (регламенте) о контрактном управляющем, аналогичном положению (регламенту), на основании которого действует контрактная служба (ч. 3 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

7 октября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики