Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

28.10.2015
ВОПРОС:
АО (непубличное) создано путем преобразования государственного унитарного предприятия в результате приватизации, зарегистрировано в апреле 2015 года. Акции общества распределялись путем закрытой подписки единственному участнику. АО, созданное в результате приватизации, раскрывало следующие сведения: устав, список аффилированных лиц, решение о выпуске акций, бухгалтерскую отчетность. Общество не раскрывало информацию в форме ежеквартального отчета, а также иную информацию, раскрытие которой обязательно в связи с публичным размещением акционерным обществом ценных бумаг.
На момент создания общества Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" не был приведен в соответствие с ГК РФ и не давал ответ на вопрос по раскрытию информации непубличными обществами. Поэтому общество начало раскрывать информацию на сайте Интерфакс. При регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг в ЦБ РФ была представлена справка о раскрытии информации. Сейчас Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" не содержит обязанности для непубличных обществ раскрывать информацию.
Может ли сейчас общество перестать раскрывать информацию на сайте Интерфакс? Может ли общество просто удалить все сведения со страницы Интерфакс? Могут ли для общества наступить какие-либо негативные последствия?
ОТВЕТ:

Прежде всего отметим, что, действительно, с 1 сентября 2014 года в связи с внесением изменений в нормы ГК РФ было упразднено деление акционерных обществ (далее также - АО, общество) на открытые и закрытые и введено деление их на публичные и непубличные (ст.ст. 66.3, 97 ГК РФ, Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ (далее - Закон N 99-ФЗ)). Со дня вступления в силу указанных изменений тип вновь создаваемого акционерного общества должен определяться только в соответствии с нормами ГК РФ (п. 5 ст. 3 Закона N 99-ФЗ).
При этом изменения, введенные Законом N 99-ФЗ, не затронули положений ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ), касающихся публичного раскрытия информации акционерными обществами.
Исходя из положений данной статьи (в редакции, действовавшей в апреле 2015 года в момент создания непубличного АО, указанного в вопросе), информацию, раскрываемую акционерными обществами, следовало разделить на два типа: информацию, подлежащую раскрытию только открытыми акционерными обществами (п. 1), и информацию, которую были обязаны раскрывать как открытые, так и закрытые акционерные общества в случае публичного размещения ими облигаций и других ценных бумаг (п. 2).
В частности, к информации, подлежащей раскрытию в соответствии с п. 1 ст. 92 ГК РФ на момент создания АО, указанного в вопросе, относились: годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс общества; проспект ценных бумаг общества; сообщение о проведении общего собрания его акционеров; устав общества и его внутренние документы, регулирующие деятельность его органов; сведения об аффилированных лицах АО, а также иные сведения, предусмотренные п. 69.1 и главой 75 Положения Банка России от 30.12.2014 N 454-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" (далее - Положение N 454-П). Эта же информация должна была раскрываться и лицами, не поименованными в п. 1 ст. 92 Закона N 208-ФЗ, но осуществившими публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг (п. 69.2 Положения N 454-П).
В соответствии с п. 1.1 ст. 1 Закона N 208-ФЗ, вступившим в силу 2 августа 2014 года*(1), нормы об открытых акционерных обществах подлежали применению к публичным акционерным обществам, если они не противоречили положениям ГК РФ. Из этого можно сделать вывод, что положения п. 1 ст. 92 ГК РФ на момент создания АО, указанного в вопросе, распространялись только на публичные акционерные общества и не затрагивали обязанностей непубличных АО.
На это косвенно указывает в том числе и Банк России в своем письме от 01.12.2014 N 06-52/9527. Разъясняя порядок применения п. 1.1 ст. 1 и ст. 92 Закона N 208-ФЗ, он отмечает, что обязанность по раскрытию информации, возникшая как у открытых, так и у закрытых акционерных обществ до 1 сентября 2014 на основании ст. 92 Закона N 208-ФЗ и раздела VIII Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР от 04.10.2011 N 11-46/пз-н (далее - Положение N 11-46/пз-н), сохраняется и после вступления в силу изменений в ГК РФ*(2).
Однако после 1 сентября 2014 года он указывает на необходимость раскрытия информации в соответствии с нормами ст. 92 Закона N 208-ФЗ и разделом VIII Положения N 11-46/пз-н только публичными акционерными обществами, одновременно говоря о том, что требования к составу информации, подлежащей обязательному раскрытию акционерными обществами, которые привели устав в соответствие с ГК РФ и не являются публичными, а также к порядку и срокам раскрытия такой информации будут установлены законодательством Российской Федерации при его приведении в соответствие с ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ.
Принимая во внимание, что нормы раздела VIII Положения N 11-46/пз-н касались раскрытия информации именно открытым акционерным обществом, а на закрытые АО распространялись лишь в случае публичного размещения этими АО ценных бумаг (п. 8.1 этого Положения), то можно сделать вывод, что в своем разъяснении Банк России подтвердил распространение норм п. 1 ст. 92 Закона N 208-ФЗ после 1 сентября 2014 года только на публичные акционерные общества.
Следовательно, исходя из совокупного толкования п. 1.1 ст. 1, п. 1 ст. 92 Закона N 208-ФЗ и п.п. 69.1 и 69.2 Положения N 454-П, действовавших на момент создания непубличного АО, указанного в вопросе, такое АО было обязано раскрывать приведенную в вопросе информацию лишь в том случае, если бы оно публично разместило свои акции или иные ценные бумаги.
Таким образом, в рассматриваемом случае непубличное АО, созданное в результате приватизации унитарного предприятия, на момент своего создания не обязано было раскрывать информацию, предусмотренную п. 1 ст. 92 Закона N 208-ФЗ, п. 69.1 и главой 75 Положения N 454-П. Не возникло у него такой обязанности и в связи с последующим приведением положений законодательства об акционерных обществах в соответствие с нормами ГК РФ. Кроме того, в законодательстве отсутствуют и нормы, согласно которым добровольное раскрытие информации непубличным АО в прошлом создавало бы для него обязанность по раскрытию аналогичной информации в будущем.
Поэтому при отсутствии иных оснований, обязывающих АО, указанное в вопросе, производить раскрытие информации, оно вправе не раскрывать такую информацию в дальнейшем. Каких-либо санкций за прекращение раскрытия добровольно открытой обществом информации и за удаление ранее опубликованных сведений законодательство не устанавливает.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

8 октября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Смотрите п. 1 ст. 21 Федерального закона от 21.07.2014 N 218-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
*(2) Напомним, что Положение N 11-46/пз-н действовало на дату издания Банком России своего письма от 01.12.2014 N 06-52/9527. На момент регистрации непубличного акционерного общества, указанного в вопросе, оно прекратило свое действие в связи с вступлением в силу Положения N 454-П (п. 92.1 указанного Положения). Однако Положение N 454-П, определяя акционерные общества, обязанные раскрывать информацию в соответствии с п. 1 ст. 92 ГК РФ, сделало отсылку на указанный пункт, в котором на момент регистрации непубличного АО в качестве таких лиц все еще значились открытые акционерные общества. Иными словами, нормы Положения N 454-П в этот момент фактически повторяли нормы Положения N 11-46/пз-н.

Все консультации данной рубрики