Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

29.10.2015
ВОПРОС:
Может ли государственное бюджетное учреждение ввести в штатное расписание должность "ведущий бухгалтер-ревизор"?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель вправе ввести в штатное расписание должность "ведущий бухгалтер-ревизор".

Обоснование вывода:
В соответствии с частью пятой ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом квалификационных справочников или профессиональных стандартов.
На основании этой нормы иногда делают вывод об обязательном соответствии наименований всех должностей и профессий работников государственных и муниципальных учреждений наименованиям из указанных нормативных правовых актов. По нашему мнению, формулировка части пятой ст. 144 ТК РФ не позволяет сделать столь категоричный вывод. Закон указывает на необходимость учета справочников и стандартов лишь при установлении системы оплаты труда. Чтобы выполнить данное требование, достаточно для каждого работника с учетом его квалификации и круга должностных (трудовых) обязанностей найти в справочнике подходящую по содержанию квалификационную характеристику, определиться с названием трудовой функции по справочнику и уже это наименование должности или профессии использовать для определения размера заработной платы работника. Так будет сохранено необходимое по смыслу ст. 144 ТК РФ единство тарификации работ, но при этом в трудовом договоре и штатном расписании будут фигурировать наименования должностей и профессий, самостоятельно определенные учреждением.
Справедливость изложенного подтверждают также Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год. Согласно пп. "д" п. 5 этого документа наименования должностей (профессий) работников государственных и муниципальных учреждений и их квалификация должны соответствовать наименованиям и квалификационным требованиям, предусмотренным квалификационными справочниками или соответствующими положениями профессиональных стандартов, если в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. Иными словами, государственные и муниципальные учреждения обязаны определять наименования должностей и профессий своих работников строго по справочникам и стандартам не всегда, а в тех же случаях, что и все остальные работодатели*(1).
Таким образом, в настоящее время государственные и муниципальные учреждения, как и другие работодатели, обязаны в силу закона именовать все должности в точном соответствии c положениями квалификационных справочников и профессиональных стандартов лишь в случаях, указанных в части второй ст. 57 ТК РФ, то есть когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по данным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. Аналогичный подход можно встретить, например, в решении Саратовского областного суда от 24.03.2011 N 3-29/2011, оставленном без изменения определением Верховного Суда РФ от 08.06.2011 N 32-Г11-19, в определении Пермского краевого суда от 26.11.2012 N 33-10392, определении Верховного суда Республики Карелия от 28.09.2012 N 33-2661/2012.
Должность "бухгалтер-ревизор" содержится в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (4-е издание, дополненное), утвержденном постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37 (далее - ЕКС), и должность "Ведущий бухгалтер-ревизор" не предусмотрена в качестве возможного наименования должности. Разъяснения относительно производного должностного наименования "ведущий" содержатся в п. 7 Общих положений ЕКС, согласно которому квалификационные характеристики производных должностей (старших и ведущих специалистов, а также заместителей руководителей подразделений) в ЕКС не включены. Должностные обязанности "ведущих", требования к их знаниям и квалификации устанавливаются работодателем на основе содержащихся в ЕКС характеристик соответствующих базовых должностей.
Следовательно, трудовое законодательство допускает существование в государственном или муниципальном учреждении такой должности, как "ведущий бухгалтер-ревизор". А поскольку при выполнении работ по должности бухгалтера-ревизора законодательством не предусмотрено предоставление каких-либо компенсаций, льгот и не установлено ограничений, то в рассматриваемой ситуации работодатель (федеральное государственное бюджетное учреждение) не обязан формировать штатное расписание в строгом соответствии наименования должности работника наименованию, приведенному в ЕКС, и вправе ввести в штатное расписание должность "ведущий бухгалтер-ревизор".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ложечникова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

7 октября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) В то же время необходимость именовать все должности и профессии работников конкретных учреждений в строгом соответствии с квалификационными справочниками или профессиональными стандартами может быть установлена нормативным правовым актом органа, уполномоченного от имени учредителя устанавливать систему оплаты труда работников этих учреждений.

Все консультации данной рубрики