Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

29.10.2015
ВОПРОС:
Бюджетное учреждение заключило государственный (муниципальный) контракт с гарантированным поставщиком электроэнергии по п. 29 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Контракт заключен до 31.12.2015, но на сентябрь уже исполнен в полном объеме.
Требуется ли дополнительное соглашение о расторжении контракта в связи с полным досрочным его исполнением для того, чтобы заключить новый контракт до конца года? Можно ли в рассматриваемой ситуации вместо расторжения договора внести в него изменения в части сокращения срока исполнения?
В связи с тем, что сумма финансового обеспечения контракта израсходована уже к августу 2015 года (и за август у учреждения образовалась задолженность перед гарантирующим поставщиком), можно ли расторгнуть контракт предшествующей датой (августовской) и заключить новый контракт с условием о том, что его действие распространяется на отношения сторон, возникшие с августа 2015 года?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Обязательства по указанному в вопросе контракту прекращены исполнением, в связи с чем он не требует расторжения. Отношения между сторонами следует урегулировать путем заключения нового контракта. Вместе с тем само по себе подписание сторонами в приведенной ситуации соглашения о расторжении контракта, если по каким-либо причинам это окажется необходимым (например в целях отражения информации в реестре контрактов), закону не противоречит.

Обоснование позиции:
В первую очередь необходимо отметить, что, как это следует из п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), контракт, заключаемый в соответствии с этим федеральным законом, представляет собой гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги. Законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях ГК РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ). Поэтому к отношениям по договору энергоснабжения или договору купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии (далее - электроэнергия), который заключается в соответствии с п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, применяются правила гражданского законодательства, однако при этом должны учитываться и требования названного федерального закона.
Для договора энергоснабжения, как и для договора купли-продажи электроэнергии, цена по общему правилу не является существенным условием (то есть условием, при недостижении сторонами соглашения по которому договор не считается заключенным - п. 1 ст. 432 ГК РФ). Не является существенным условием этих договоров и количество поставляемой электроэнергии (объем покупки электроэнергии потребителем). Договор энергоснабжения или договор купли-продажи электроэнергии, заключаемый с гарантирующим поставщиком, должен предусматривать порядок определения объема покупки электроэнергии за расчетный период (календарный месяц), а также порядок определения стоимости электроэнергии, поставленной абоненту за расчетный период. При этом объем покупки электроэнергии определяется на основании данных об объемах потребления электроэнергии согласно показаниям приборов учета электроэнергии или с применением расчетных способов (п. 1 ст. 541 ГК РФ, п.п. 40, 41, 44, 79 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442).
В соответствии со ст.ст. 541, 544 ГК РФ, п. 82 упомянутых Основных положений абонент по договору энергоснабжения (договору купли-продажи электроэнергии) оплачивает фактически потребленное количество электроэнергии. При этом потребление определенного количества электроэнергии в течение срока действия договора само по себе не приводит к прекращению договорных обязательств.
Однако, если договор энергоснабжения или договор купли-продажи электроэнергии заключается в соответствии с Законом N 44-ФЗ, для такого договора, как и для любого контракта, заключаемого с применением определенных этим законом процедур, цена является существенным условием. Это следует, в частности, из положения ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, согласно которому при заключении контракта по общему правилу указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Исключение составляют случаи, установленные Правительством РФ, когда указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. Заключение договора энергоснабжения (договора купли-продажи электроэнергии) к таким случаям не относится (постановление Правительства РФ от 13.01.2014 N 19).
Таким образом, цена договора энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии), заключаемого с применением процедур, предусмотренных Законом N 44-ФЗ (далее также - контракт на поставку электроэнергии), всегда является твердой и, поскольку расчеты по договору производятся исходя из количества поданной абоненту и использованной им электроэнергии (п. 1 ст. 541, п. 1 ст. 544 ГК РФ), соответствует определенному количеству приобретаемой электроэнергии.
Положения ч. 2 ст. 34, ст. 95 Закона N 44-ФЗ ограничивают стороны контракта в праве изменить его условия при исполнении контракта. Так, предусмотренное контрактом количество товара, объем работы или услуги могут быть увеличены с пропорциональным увеличением цены контракта, но не более чем на 10% (пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Поэтому, если по контракту на поставку электроэнергии заказчик приобрел количество электроэнергии, стоимость которого равна цене контракта, и оплатил это количество, обязательства по такому контракту в целях применения Закона N 44-ФЗ, как мы полагаем, должны считаться исполненными (п. 1 ст. 408 ГК РФ), в том числе и в случае, когда срок исполнения контракта не истек.
Поскольку в рассматриваемой ситуации количество электроэнергии, стоимость которого соответствует цене контракта, было приобретено и оплачено уже в августе текущего года, контракт фактически был исполнен сторонами. В этом случае заказчику, на наш взгляд, следовало в течение 7 рабочих дней со дня оплаты обязательств и подписания документа о приемке результатов исполнения контракта по итогам соответствующего расчетного периода разместить на официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) отчет об исполнении контракта (ч. 9 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, п. 3 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093, п. 2 названного Постановления). Информацию об исполнении контракта необходимо было также направить в Федеральное казначейство для ее внесения в реестр контрактов (п. 10 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, пп. "к" п. 2, п. 12 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084).
В дальнейшем приобретение электроэнергии должно было осуществляться на основании нового контракта.
Отметим, что по смыслу п. 2 ст. 307, п. 1 ст. 420, п. 2 ст. 453 ГК РФ расторгнуть можно только тот договор, обязательства по которому не исполнены. Договор, обязательства по которому прекратились, не может быть расторгнут (смотрите также постановление ФАС Московского округа от 22.03.2013 N Ф05-9694/12). Следовательно, в рассматриваемом случае соглашение о расторжении уже исполненного контракта (в случае его заключения) не повлечет каких-либо юридических последствий. Однако полагаем, что, если по каким-либо причинам это окажется необходимым (например в целях отражения информации в реестре контрактов), стороны в приведенной ситуации вправе подписать соглашение о расторжении контракта; само по себе закону это не противоречит.
Как следует из информации вопроса, с августа текущего года заказчик фактически приобретает электроэнергию без осуществления новой закупки. Поскольку закупки товаров, работ и услуг бюджетным учреждением во всех случаях (за исключением предусмотренного ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ) должны осуществляться на основании контракта, который заключается в соответствии с этим федеральным законом (что следует уже из определения понятия "закупка", которое приведено в п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ), описанные в вопросе действия заказчика могут быть квалифицированы как нарушающие требования Закона N 44-ФЗ. Единственным выходом из этой ситуации, на наш взгляд, может быть заключение с гарантирующим поставщиком нового контракта на поставку электроэнергии. Разумеется, это не избавляет заказчика от правовых рисков, связанных, прежде всего, с неразмещением информации об исполнении контракта на официальном сайте и невнесением ее в реестр контрактов.
Кроме того, нельзя исключить вероятности того, что дальнейшее приобретение электроэнергии после выбора объема ее покупки, соответствующего цене контракта, может быть квалифицировано как изменение условий контракта, вступающее в противоречие с требованиями ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (если количество приобретаемой электроэнергии превысит 10% объема ее покупки, определенного контрактом, или если контракт не предусматривает возможность изменения условия о количестве потребляемой электроэнергии). Поскольку закон четко не определяет последствий ситуации, когда объем покупки электроэнергии по контракту, соответствующий размеру финансирования обязательств заказчика, оказывается полностью использованным до истечения срока исполнения контракта, оценить в полной мере все правовые последствия подобной ситуации затруднительно. На наш взгляд, заказчик в этом случае не лишен права заключить контракт с условием о том, что его действие распространяется на отношения сторон, возникшие до его заключения. Такая возможность допускается п. 2 ст. 425 ГК РФ, хотя применимость этой нормы к контрактам, заключаемым в соответствии с Законом N 44-ФЗ, в правоприменительной практике остается под вопросом*(1). Однако наличие в новом контракте такого условия не влияет на возникновение обязанности оплатить электроэнергию, потребленную после исполнения указанного в вопросе контракта, так как такая обязанность у заказчика возникает независимо от заключения нового контракта.
Поэтому, повторимся, в рассматриваемой ситуации вариантом действий, который поможет предотвратить нарушение Закона N 44-ФЗ хотя бы на будущее время, на наш взгляд, может быть только заключение нового контракта на поставку электроэнергии.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

8 октября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Смотрите в связи с этим материал:
- Энциклопедия решений. О возможности распространения условий контракта по Закону N 44-ФЗ на отношения, возникшие до его заключения.

Все консультации данной рубрики