Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
29.10.2015
- Офис учреждения находится в жилом доме на 1 этаже (г. Белореченск Краснодарского края). Формирование фонда капитального ремонта жилья осуществляется на счете регионального оператора. Оплата взносов на капитальный ремонт жилья должна производиться по акту выполненных работ, но взнос не является фактом выполнения работы, а по счету организация платить не может, так как не имеет права платить авансовые платежи.
На основании какого документа организация должна уплачивать взнос на капитальный ремонт жилья?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Законодательством четко регламентировано, что уплата взносов на капитальный ремонт осуществляется на основании платежных документов, выставленных региональным оператором или, по его поручению, иным лицом.
Обоснование вывода:
Собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решение о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном ч. 7 ст. 170 ЖК РФ, обязаны заключить с региональным оператором договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта в порядке, установленном ст. 445 ГК РФ. При этом уплата собственником помещения в многоквартирном доме взноса на капитальный ремонт на счет регионального оператора после получения им проекта такого договора считается его заключением согласно ч. 1 ст. 181 ЖК РФ (письмо Минфина России от 13.05.2014 N 02-03-10/22269). Иными словами, фактического подписания договора между собственниками и региональным оператором не требуется (ч. 1 ст. 181 ЖК РФ)*(1).
Заключение подобного договора обязывает собственников жилых помещений многоквартирного дома уплачивать взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в установленные сроки (ч. 1 ст. 171 ЖК РФ), если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Аналогичная норма установлена п. 4.1 договора о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного дома, форма которого утверждена приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 27.05.2014 г. N 90, принятого во исполнение части 4 ст. 35 Закона Краснодарского края от 01.07.2013 N 2735-КЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края".
Отметим, что на уровне многих муниципальных образований в целях регулирования уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за помещения, находящиеся в муниципальной собственности, приняты нормативные акты, согласно которым уплата взносов также осуществляется на основании платежных документов (счетов-квитанций), выставляемых региональным оператором*(2).
Отметим, что региональный оператор, в соответствии со своими полномочиями, определяет способ формирования и доставки платежных документов на оплату взносов, которые он обязан выставлять собственникам по договору о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта. Как следует из ч. 2 ст. 154 ЖК РФ, взнос на капитальный ремонт для собственника помещения в МКД включается в плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Существует два варианта формирования платежного документа для предъявления взноса на капитальный ремонт:
1. Предъявление единого платежного документа за все жилищно-коммунальные услуги, а также капитальный ремонт. Это возможно в связи с тем, что в соответствии с пп. "б" п. 4 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.12.2014 N 924/пр, вступившим в силу с 9 июня 2015 года, утверждены примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги, а также методические рекомендации по ее заполнению. В рекомендуемую примерную форму единого платежного документа включен взнос на капитальный ремонт;
2. Формирование отдельного платежного документа на предъявление взноса на капитальный ремонт, выставляемого региональным оператором или, по его поручению, иным лицом.
При этом региональный оператор вправе по своему усмотрению разработать и утвердить форму единого платежного документа или предъявлять собственникам помещений два документа, выделив взнос на капитальный ремонт в отдельный документ.
Как видим, законодательством прямо установлено обязательство по уплате взносов на капитальный ремонт только на основании платежных документов, выставленных региональным оператором или, по его поручению, иным лицом. Оформления при этом каких-либо иных документов (счетов, актов выполненных работ и пр.) на данном этапе не предусмотрено.
На основании этих же документов осуществляется начисление расходов по уплате собственником помещений в многоквартирном доме взносов в фонд капитального ремонта. При этом исходя из экономической сущности рассматриваемых расходов, являющихся расходами на неравномерно производимый ремонт основных средств, в учете учреждений госсектора они подлежат отражению в качестве расходов будущих периодов на счете 0 401 50 000 "Расходы будущих периодов" (письмо Минфина России от 10.08.2015 N 02-07-07/46003).
При этом специалисты финансового ведомства обращают внимание на необходимость закрепления в учетной политике учреждения порядка признания расходов на осуществление капитального ремонта расходами текущего финансового периода на основании отчетов о выполнении работ по ремонту.
В заключение отметим, что взносы за капитальный ремонт не являются авансовыми платежами, а входят в плату за жилое помещение, установленную к уплате в обязательном порядке (п. 2 ст. 154 ЖК РФ и п. 1 ст. 169 ЖК РФ)*(3).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
6 октября 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Перечисление взносов в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств не является закупкой в понимании Закона N 44-ФЗ (смотрите, например, Письмо Министерства экономического развития РФ от 07.07.2015 N ОГ-Д28-9286 "О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ").
*(2) Например:
- постановление Администрации Североуральского городского округа Свердловской области от 16 июня 2015 г. N 1104 "Об утверждении порядка перечисления взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за помещения, находящиеся в муниципальной собственности Североуральского городского округа";
- постановление администрации города Барнаула от 21 сентября 2015 г. N 1685 "Об утверждении Порядков оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Барнаула Алтайского края, в части жилых и нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности";
- постановление Администрации Находкинского городского округа Приморского края от 28 августа 2015 г. N 1196 "Об утверждении Положения о порядке оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за помещения, находящиеся в муниципальной собственности Находкинского городского округа";
- постановление Администрации Карачевского района Брянской области от 24 августа 2015 г. N 1358 "Порядок перечисления ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества за муниципальные жилые и нежилые помещения, находящиеся в многоквартирных домах, расположенных на территории Карачевского района".
*(3) Вопрос: Если по закону об областном бюджете авансовые платежи за капремонт здания не допускаются, вправе ли учреждение на таком основании не принимать к оплате счета на ежемесячные взносы в фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных жилых домов? ("Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 2, март-апрель 2015 г.).
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним