Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

30.10.2015
ВОПРОС:
Имеет ли право государственное казенное учреждение, финансируемое из федерального бюджета, делать капитальный ремонт в арендуемом помещении (договором аренды помещений предусмотрено, что "арендатор участвует в проведении капитального ремонта")?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Принятие казенным учреждением обязательств по капитальному ремонту арендованного помещения может быть квалифицировано контролирующими органами в качестве нарушения бюджетного законодательства.
Факт включения в договор аренды условия, обязывающего казенное учреждение полностью или частично участвовать в расходах на капитальный ремонт, позволяет учреждению впоследствии взыскать с арендодателя стоимость проведенного ремонта.

Обоснование позиции:
Получатели бюджетных средств по общему правилу не имеют права принимать бюджетные обязательства, связанные с содержанием имущества, которое не принадлежит соответствующему публично-правовому образованию на праве собственности, если иное не вытекает из положений действующего законодательства (смотрите, в частности, ст.ст. 69-70, 84-87 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ)). Иной порядок принятия бюджетных обязательств может вытекать из требований различных правовых актов.
Например, если иное не будет прямо предусмотрено договором аренды, согласно п. 2 ст. 616 ГК РФ за счет средств бюджета фактически должны осуществляться текущий ремонт и расходы на содержание арендованного имущества. А вот принятие казенным учреждением дополнительных обязательств по капитальному ремонту арендованного недвижимого имущества может быть квалифицировано контролирующими органами в качестве нарушения бюджетного законодательства - по общему правилу в соответствии с п. 1 ст. 616 ГК РФ расходы по капитальному ремонту должен нести арендодатель.
При этом нарушение арендодателем данной обязанности дает арендатору право произвести капитальный ремонт, предусмотренный договором или вызванный неотложной необходимостью, и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет арендной платы (смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 16.04.2010 по делу N А40-41049/09-28-336, решение АС Краснодарского края от 25.07.2012 по делу N А32-11866/2012).
Отметим, что органы государственного (муниципального) финансового контроля при проведении контрольных мероприятий в государственных (муниципальных) учреждениях расходы на оплату капитального ремонта арендованных помещений в случае, если подобный ремонт не предусматривался условиями договора и его стоимость впоследствии не компенсировалась собственником, характеризуют в качестве нарушения, квалифицируемого как неправомерное использование бюджетных средств*(1).
В этой связи обратим внимание, что определения понятия "неправомерное использование бюджетных средств" действующее законодательство не содержит. На практике под неправомерным использованием бюджетных средств принято понимать направление и использование бюджетных средств с нарушением действующего законодательства.
Положения п. 1 ст. 616 ГК РФ, возлагающие на арендодателя обязанность по капитальному ремонту переданного им в аренду имущества, допускают также возможность закрепления такой обязанности за арендодателем, предусмотрев ее в договоре аренды. Однако в таком случае следует принимать во внимание статус казенных учреждений*(2), который, как было отмечено выше, ограничивает получателей бюджетных средств (независимо от уровня бюджета) в принятии обязательств по расходам на содержание имущества, не являющегося государственным (муниципальным).
Как следствие, на уровне отдельных субъектов РФ и муниципальных образований устанавливаются прямые запреты на включение в договоры аренды нежилых помещений, заключаемые органами государственной власти и местного самоуправления, положений о проведении капитального ремонта арендованных помещений за счет средств арендаторов*(3).
Кроме того, нормативными актами отдельных публично-правовых образований регламентировано, что расходование средств на капитальный ремонт и реконструкция арендуемых помещений признаются нецелевым использованием средств бюджета (смотрите, например, Порядок возмещения средств районного бюджета Приволжского муниципального района, использованных незаконно или не по целевому назначению (утвержден постановлением администрации Приволжского муниципального района от 20.01.2014 г. N 11-п), Порядок возмещения средств бюджета города Нижнего Новгорода, использованных незаконно или не по целевому назначению (утвержден постановлением администрации города от 24.09.2012 N 3880)).
Учитывая изложенное, в рассматриваемой ситуации принятие казенным учреждением обязательств по капитальному ремонту арендованного помещения может быть квалифицировано контролирующими органами в качестве нарушения бюджетного законодательства.
Факт включения в договор аренды условия, обязывающего казенное учреждение полностью или частично участвовать в расходах на капитальный ремонт, позволяет учреждению впоследствии взыскать с арендодателя стоимость проведенного ремонта.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Ответственность арендодателя в случае нарушения обязанности по производству капитального ремонта;
- Энциклопедия решений. Капитальный и текущий ремонт арендованного имущества.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

15 октября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Смотрите, например:
- п. 2.2.36 Классификатора нарушений и недостатков, выявляемых в ходе финансового контроля, утвержденного постановлением главы администрации городского округа города Кумертау Республики Башкортостан от 29.03.2013 N 481;
- п. 2.2.36 Классификатора нарушений и недостатков, выявляемых в ходе муниципального финансового контроля, утвержденного постановлением администрации городского округа город Агидель Республики Башкортостан от 28.06.2013 N 532 "Об утверждении классификатора нарушений и недостатков, выявляемых в ходе муниципального финансового контроля".
*(2) Положения ст. 161 БК РФ, регулирующие особенности правового положения казенных учреждений в бюджетных правоотношениях, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства РФ, устанавливающих полномочия указанных органов (п. 11 ст. 161 БК РФ).
*(3) Смотрите, например:
- постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.04.2013 N 423 "О нормативах расходов на обеспечение деятельности (выполнение функций) исполнительных органов государственной власти Краснодарского края";
- постановление Совета министров Республики Крым от 05.03.2015 N 87 "О нормативах формирования расходов на обеспечение деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Крым" (с изменениями и дополнениями);
- постановление Администрации муниципального образования город Новороссийск Краснодарского края от 01.09.2015 N 6800 "О нормативах расходов на обеспечение деятельности отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации муниципального образования город Новороссийск".

Все консультации данной рубрики