Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
02.11.2015
- Организация является поставщиком по договору поставки. В соответствии с договором предусмотрен обратный выкуп продукции. Покупатель приводит в соответствие с действующим законодательством свои учредительные документы и меняет наименование с ЗАО на АО. Запись в ЕГРЮЛ внесена 07.10.2015. После внесения записи в ЕГРЮЛ покупатель использует старую печать (ЗАО) и новую печать (АО) и ссылается на переходный период, в котором можно использовать обе печати.
В связи с этим возникает такая ситуация: в формах ТОРГ-12, выставляемых поставщиком покупателю, поставщик указывает новое наименование (АО), однако некоторые филиалы покупателя проставляют старую печать (ЗАО). А при обратном выкупе продукции в возвратной накладной указывается старое наименование (ЗАО), но проставляется новая печать (АО).
Правомерно ли использовать старую и новую печати одновременно после внесения записи в ЕГРЮЛ?
Может ли организация, изменившая наименование, устанавливать переходный период использования двух печатей?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Использование акционерным обществом одновременно печатей с новым и старым наименованием организации неправомерно (хотя возможны определенные исключения из этого правила*(1)).
Обоснование позиции:
В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" общество вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием. При этом согласно п. 1 ст. 54 ГК РФ наименование юридического лица должно содержать указание на организационно-правовую форму. В отношении акционерных обществ данное положение конкретизировано в нормах ст.ст. 96, 97 ГК РФ:
- фирменное наименование акционерного общества должно содержать указание на то, что общество является акционерным (п. 2 ст. 96 ГК РФ);
- в фирменном наименовании публичного акционерного общества также должно содержаться указание на то, что общество является публичным (п. 1 ст. 97 ГК РФ).
Таким образом, указание на организационно-правовую форму юридического лица является неотъемлемой частью его наименования. После того как соответствующие сведения были зарегистрированы в ЕГРЮЛ (07.10.2015 г.) общество должно использовать исключительно новое наименование.
Со сменой наименования юридические лица, как правило, начинают использовать и новую печать, что является вполне логичным. При этом порядок изготовления, использования и уничтожения организациями печатей правовыми актами не урегулирован. Обратите внимание, законодательство не требует обязательного уничтожения печати с устаревшим наименованием, более того, на практике встречаются ситуации, когда использование такой печати следует признать оправданным*(1). Сюда же можно отнести случаи, когда после смены наименования общество еще не успело обзавестись новой печатью (этот период можно при желании рассматривать как "переходный", однако законодательство такой возможности прямо не предусматривает и правомерность действий организации в такой ситуации должна оцениваться судебными органами (например, Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 29.07.2013 N 09АП-20449/13 указал на то, что "ввиду смены наименований старая печать стала недействительной")). Но после того, как была изготовлена новая печать, применение старой (в документах, содержащих новое название организации) совершенно определенно будет являться неправомерным.
С учетом уже упоминавшегося отсутствия правового регулирования в отношении порядка изготовления, использования и уничтожения печатей организациями данные вопросы каждое конкретное юридическое лицо решает самостоятельно, оформляя такое решение любым удобным для него способом, например путем издания приказа о замене печати и об уничтожении печати (смотрите, например, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2012 N 15АП-4411/12; Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2009 N 07АП-4339/09). Аналогичного мнения придерживается и Минфин России (письмо от 31.01.2011 N 03-02-07/1-26). Однако указанные обстоятельства, на наш взгляд, все же не позволяют организации после смены наименования и изготовления новой печати ни действовать под старым наименованием, ни использовать печать, содержащую такое наименование.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
15 октября 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Вопрос: Организация сменила наименование. В организации одновременно используются две печати (старая и новая). Об использовании новой печати принят локальный акт (в формулировке указана только дата, с которой она должна использоваться, на каких документах ее необходимо ставить - не конкретизировано). Акт о применении старой печати или ее уничтожении и замене новой в организации не принят. Правомерно ли использование старой и новой печатей на договорах, заключенных посредством факсимильной (электронной) связи, в которых указано старое наименование организации, а также содержится условие об обязательном обмене оригиналами документов? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2015 г.).
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним