Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

03.11.2015
ВОПРОС:
Каков порядок бухгалтерского и налогового учета (в части начисления налога на прибыль) нового основного средства (компьютера, не требующего монтажа) стоимостью свыше 40 000 руб., который находится на складе и не используется?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете не эксплуатируемый (находящийся на складе) компьютер должен быть учтен в составе основных средств в месяце его приобретения. В налоговом учете компьютер признается амортизируемым имуществом только с даты ввода его в эксплуатацию (с которой начинается его фактическое использование).

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет

Согласно п. 4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01) актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при одновременном выполнении следующих условий:
- объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
- объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- организация не предполагает последующую перепродажу объекта;
- объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Следовательно, для принятия актива к учету в качестве объекта основных средств не требуется его фактическое использование в деятельности организации, а требуется лишь, чтобы объект был предназначен для этих целей.
Как отметили Минфин России в письмах от 17.12.2013 N 03-05-05-01/55583, от 25.06.2012 N 03-05-05-01/28, 08.06.2012 N 03-05-05-01/31, ФНС России в письме от 02.11.2006 N ШТ-6-21/1062@, актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, когда он доведен до состояния, пригодного для использования в деятельности организации.
В постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.06.2009 N А33-11961/2008-Ф02-2387/2009 судьи указали, что для принятия объекта к учету на счет 01 "Основные средства" не требуется фактического ввода его в эксплуатацию, во внимание принимается цель приобретения актива. Если актив предназначен для использования в процессе производства продукции (оказания услуг, выполнения работ), он включается в состав основных средств в момент готовности к эксплуатации.
В разъяснениях представителя Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ господина Сорокина А.В., данных им в СМИ, сказано, что для признания в бухгалтерском учете объектов основными средствами, включая те объекты, которые находятся на складе и временно не используются, ввод их в эксплуатацию не требуется. Если объекты удовлетворяют четырем критериям, перечисленным в п. 4 ПБУ 6/01, и их первоначальная стоимость сформирована, то они признаются основными средствами.
С учетом изложенного приобретенный компьютер, соответствующий критериям, установленным п. 4 ПБУ 6/01, должен был быть включен организацией в состав основных средств в месяце его приобретения.
Его учет на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" до начала его использования неправомерен.
И при этом неважно, что в производственной деятельности данный актив не используется.

К сведению:
Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено ПБУ 6/01 (п. 17 ПБУ 6/01). Организация должна начислять амортизацию по компьютеру начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств (п. 21 ПБУ 6/01), одним из способов, предусмотренных п. 18 ПБУ 6/01.

Налоговый учет

Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.*(1).
Согласно п. 4 ст. 259 НК РФ началом начисления амортизации объекта амортизируемого имущества определено первое число месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.
В письмах Минфина России от 22.06.2010 N 03-03-06/1/425, от 05.03.2010 N 03-03-06/1/115 специалисты финансового ведомства (рассматривая ситуации налогоплательщиков, когда основные средства приняты к бухгалтерскому учету с отражением на счете 01, но не начали использоваться в деятельности организации), приводя нормы п. 1 ст. 256 НК РФ, п. 4 ст. 259 НК РФ, указывают, что по объектам основных средств, не введенным в эксплуатацию и не используемым для извлечения дохода, амортизация начисляться не может (дополнительно смотрите письма Минфина России от 25.01.2013 N 03-03-06/2/7, от 24.02.2012 N 03-03-06/2/23).
Из этих разъяснений следует, что объекты основных средств, не используемые для извлечения дохода, не могут быть признаны амортизируемым имуществом и введены в эксплуатацию.
Таким образом, в отличие от бухгалтерского учета, в налоговом учете для принятия объекта к учету в составе амортизируемого имущества необходимо фактическое использование данного объекта в деятельности, приносящей доход.
При вводе в эксплуатацию основного средства должен быть издан приказ руководителя о вводе в эксплуатацию основного средства в связи с началом его использования в деятельности организации с указанием даты ввода в эксплуатацию, срока его полезного использования в целях налогового учета.
Таким образом, в бухгалтерском учете компьютер, пригодный для использования, но еще не эксплуатируемый, должен быть учтен в составе основных средств на дату его приобретения, а в налоговом учете компьютер учитывается в составе амортизируемого имущества не ранее даты ввода его в эксплуатацию (с которой начинается его фактическое использование).

К сведению:
В соответствии с п. 4 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

16 октября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики