Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

05.11.2015
ВОПРОС:
Как правильно в уставе государственного бюджетного учреждения указать перечень основных и дополнительных (в том числе платных) видов деятельности - обобщённо или по каждой услуге отдельно? Должно ли наименование видов деятельности, указанных в уставе, совпадать с наименованиями видов деятельности, указанных в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1)?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Законодательство не требует, чтобы наименования перечисленных в уставе бюджетного учреждения видов деятельности, которые вправе осуществлять такое учреждение, соответствовали формулировкам, использованным в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности или каких-либо иных классификаторах. При отражении в уставе учреждения осуществляемых им видов деятельности их не требуется максимально детализировать.

Обоснование вывода:
В силу пп. "п" п. 1 ст. 5, п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сведения о кодах ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1), введенный в действие постановлением Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 г. N 454-ст), соответствующих осуществляемым организацией видам деятельности, содержатся в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) некоммерческие организации, к которым относятся и бюджетные учреждения, могут осуществлять один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Основной деятельностью бюджетного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное учреждение может осуществлять в соответствии с целями его создания, определяется учредительными документами учреждения. Бюджетное учреждение может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (п. 2 ст. 24, п.п. 2, 4 ст. 9.2, абзац пятый п. 3 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях, п. 4 ст. 50 ГК РФ).
Однако ни одним нормативным актом не предусмотрено, что в учредительных документах юридического лица (в том числе бюджетного учреждения) виды деятельности, которые могут осуществляться этим лицом, должны указываться в соответствии с формулировками, использованными в ОКВЭД или каком-либо ином классификаторе. Арбитражные суды неоднократно указывали, что ОКВЭД предназначен исключительно для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.11.2007 N А58-3238/07-Ф02-8696/2007, ФАС Северо-Западного округа от 30.03.2010 N Ф07-2477/2010).
Не предусматривают нормативные акты и каких-либо требований к степени детализации видов деятельности, отражаемых в уставе. В этом смысле ничему не противоречит указание в уставе учреждения на то, что оно вправе осуществлять, например, медицинскую деятельность, тогда как в действительности осуществляемая учреждением деятельность будет затрагивать лишь часть работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. Более того, как нам представляется, излишняя детализация в уставе учреждения осуществляемых им видов деятельности нецелесообразна уже по той причине, что может потребовать систематического внесения изменений в устав.
Поэтому при разработке устава бюджетного учреждения или при внесении в него изменений наименования соответствующих видов деятельности, равно как и степень детализации этих видов, определяется исключительно органом, осуществляющим полномочия учредителя. Несовпадение использованных в уставе формулировок с положениями ОКВЭД, равно как и отражение в уставе обобщенных наименований видов деятельности (таких, например, как "оказание услуг в области права"), не может рассматриваться как нарушение. Разумеется, при этом необходимо, чтобы указанные в уставе виды деятельности соответствовали целям, ради которых создано учреждение. Представляя же в регистрирующий орган сведения о кодах ОКВЭД для их включения в ЕГРЮЛ, учреждение должно будет самостоятельно определить, какой код ОКВЭД соответствует тому или иному фактически осуществляемому им виду деятельности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Михайлова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

13 октября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики