Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

05.11.2015
ВОПРОС:
Органом местного самоуправления подведомственному казенному учреждению в мае 2015 года безвозмездно было передано движимое имущество.
Вправе ли казенное учреждение применить предусмотренную п. 25 ст. 381 НК РФ льготу по налогу на имущество в отношении объектов, полученных от органа, исполняющего функции и полномочия учредителя?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Казенное учреждение и его учредитель взаимозависимыми лицами для целей налогообложения на основании п. 2 ст. 105.1 НК РФ не признаются. Учреждение вправе применить льготу, установленную п. 25 ст. 381 НК РФ, в отношении движимого имущества, полученного после 1 января 2013 года от органа, исполняющего функции и полномочия учредителя.

Обоснование позиции:
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) казенное учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий государственных органов или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Имущество закрепляется за казенными учреждениями на праве оперативного управления (п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса (далее - ГК РФ). При этом собственником имущества учреждения является, соответственно, Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование (п.п. 1, 2 ст. 123.21, ст. 296 ГК РФ).
Казенные учреждения не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества, то есть соответствующего публично-правового образования (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215, п. 4 ст. 298 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) в отношении муниципального казенного учреждения учредителем является муниципальное образование.
В случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ функции и полномочия учредителя в отношении муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, осуществляются органом местного самоуправления (п. 3 ст. 9.1 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с п. 25 ст. 381 НК РФ освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций организации - в отношении движимого имущества, принятого с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:
- реорганизации или ликвидации юридических лиц;
- передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми.
Пунктом 2 ст. 105.1 НК РФ предусмотрено, что с учетом п. 1 ст. 105.1 НК РФ в целях НК РФ взаимозависимыми лицами признаются лица, приведенные в указанной норме. Частным случаем признания организаций взаимозависимыми является случай, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации, и доля такого участия составляет более 25% (пп. 1 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).
Для целей НК РФ на основании п. 2 ст. 11 НК РФ под организациями понимаются, в частности, юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации); под лицами понимаются организации и (или) физические лица.
В соответствии с п. 1 ст. 124 ГК РФ Российская Федерация и субъекты РФ, а также муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В силу п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
К субъектам гражданского права, указанным в п. 1 ст. 124 ГК РФ, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Отметим, что в контексте п. 2 ст. 123.21 ГК РФ при создании учреждения муниципальным образованием последний выступает в качестве самостоятельного субъекта отношений и не относится к юридическим лицам.
При этом Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование, как публично-правовое образование, не отвечают определению организации для целей НК РФ.
Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 105.1 НК РФ прямое и (или) косвенное участие Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми.
В отношениях между органом местного самоуправления, действующего от имени муниципального образования, и созданным им казенным учреждением, функции и полномочия учредителя которого осуществляются этим муниципальным органом, последний, по нашему мнению, реализует публично-правовые функции муниципального образования и не является организацией, а также лицом (п. 1 ст. 11 НК РФ) для целей применения положений п. 2 ст. 105.1 НК РФ.
Соответственно, казенное учреждение и орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении этого учреждения (далее также - учредитель), не являются взаимозависимыми лицами на основании п. 2 ст. 105.1 НК РФ. Следовательно, казенное учреждение вправе применить льготу по налогу на имущество организаций, установленную п. 25 ст. 381 НК РФ, по объектам имущества, полученным от учредителя.
Косвенным образом приведенное выше мнение подтверждают разъяснения, представленные в письме Минфина России от 06.02.2015 N 03-05-05-01/5030 (текст письма доступен в сети Интернет). В указанном письме, рассматривая ситуацию о возможности применения льготы, установленной п. 25 ст. 381 НК РФ, специалисты финансового ведомства со ссылкой на п. 5 ст. 105.1 НК РФ пришли к выводу, что движимое имущество, полученное от муниципального образования, закрепленное за предприятием на праве хозяйственного ведения, принятое на учет после 01.01.2013, освобождается от налогообложения налогом на имущество организаций с учетом п. 2 ст. 105.1 НК РФ.
Отметим, что в силу п. 7 ст. 105.1 НК РФ суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п. 2 ст. 105.1 НК РФ, если отношения между этими лицами обладают признаками, указанными в п. 1 ст. 105.1 НК РФ. Полагаем, что данное право может быть реализовано судом только в том случае, если соответствующие отношения обладают признаками, указанными в п. 1 ст. 105.1 НК РФ (дополнительно смотрите п. 3.3 определения Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 N 441-О).
Вместе с тем из буквального прочтения п. 25 ст. 381 НК РФ следует, что в рамках указанной нормы лица должны признаваться взаимозависимыми исключительно в соответствии с положениями п. 2 ст. 105.1 НК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

12 октября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики