Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

06.11.2015
ВОПРОС:
Нужна ли виза генерального директора на заявлении сотрудника о назначении единовременного пособия на рождение ребенка и пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет (3 лет)?
ФСС РФ при проверке указал на необходимость подписи генерального директора на заявлении сотрудника со словами "выплатить пособие" или издания приказа о назначении пособия.
Предусмотрено ли законодательством РФ оформление приказа руководителя страхователя при выплате застрахованным лицам пособий?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Прямо законодательством не предусмотрено оформление приказа руководителя страхователя при выплате застрахованным лицам пособий. Однако факт назначения пособий должен быть оформлен в виде приказа лица, выступающего от имени организации (генерального директора в том числе), либо в виде распоряжения такого лица непосредственно на заявлении работника на выплату пособий. Основанием для назначения и выплаты пособия по уходу за ребенком является решение организации о предоставлении отпуска по уходу за ребенком. И при проверке правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения территориальным органом ФСС могут быть запрошены документы, свидетельствующие о назначении пособий (в том числе приказы и оформленные иным образом решения руководителя).

Обоснование позиции:
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют также один из родителей либо другие лица, перечисленные в ст. 13 Закона N 81-ФЗ.
Выплата указанных пособий гражданам, работающим по трудовому договору, регулируется Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", а также Порядком и условиями назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н (далее - Закон N 255-ФЗ и Порядок).
При этом действующим законодательством РФ обязанность работодателя издавать приказ о назначении пособий прямо не предусмотрена.
Более того, при обращении за возмещением средств, выплаченных в качестве пособия, работодатель не обязан представлять в ФСС РФ приказ на выплату рассматриваемых пособий (смотрите Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом ФСС РФ о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.12.2009 N 951н; далее - Перечень).
Однако отметим, что территориальный орган ФСС вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ, а также истребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. Такая проверка может быть проведена, например, при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки (п. 4 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ).
И в ходе проверки территориальный орган ФСС может затребовать документ, свидетельствующий о назначении страхователем пособия. Дело в том, что, как следует из ч. 1 ст. 15 Закона N 255-ФЗ, страхователь назначает пособие в течение 10 календарных дней со дня обращения работника за его получением с необходимыми документами.
Также согласно ст. 14 Закона N 255-ФЗ и п. 28, п. 45 Порядка лицам, работающим по трудовому договору, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются работодателем, выступающим в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию.
В свою очередь, согласно п. 57 Порядка основанием для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком для лиц, указанных в пп. пп. "а" и "б" п. 39 Порядка, является решение организации о предоставлении отпуска по уходу за ребенком.
Отметим, что правом действовать от имени работодателя (организации) наделен единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) (в силу ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"). То есть в рассматриваемом случае право назначать пособия от имени работодателя предоставлено генеральному директору.
При этом требований к оформлению решения работодателя о назначении пособия данные нормативные акты не содержат. В то же время основным властно-распорядительным документом, которым оформляются решения работодателя, является приказ руководителя организации. По нашему мнению, решение работодателя о назначении пособия может быть оформлено и путем визы руководителя на заявлении работника.
Отметим, что в ответе*(1) территориального органа ФСС (Курское региональное отделение ФСС) на вопрос страхователя о необходимости оформления приказа при выплате пособий указано: "для выплаты единовременного пособия при рождении ребенка (после предоставления всех необходимых документов) организация издает приказ о назначении и выплате данного вида пособия".
Кроме этого, обращаем внимание, что организация бухгалтерского учета должна обеспечивать разделение хозяйственных и учетных функций. То есть бухгалтер (главный бухгалтер) должен исполнять решение о назначении пособия персонала более высокого уровня. В противном случае (когда одно лицо и принимает решение, и исполняет его) снижается эффективность внутреннего контроля в организации.
Дело в том, что в силу ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Порядок внутреннего контроля является частью учетной политики организации (п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").
Состав процедур внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни законодательством не детализирован. В информации Минфина России от 25.12.2013 N ПЗ-11/2013 "Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности"*(2) в качестве одной из таких процедур названо санкционирование (авторизация) сделок и операций и разграничение полномочий сотрудников разного уровня (пп.пп. "в", "д" и пп. 8.1.1 п. 8.1, п.п. 8.2, 8.4 указанной Информации).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена

23 октября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) С текстом ответа можно ознакомиться на официальном сайте органа ФСС по адресу: http://r46.fss.ru/faq/23871/65081.shtml.
*(2) Рекомендации в области бухгалтерского учета также относятся к документам в области регулирования бухгалтерского учета в силу п. 3 части 1 ст. 21 Закона N 402-ФЗ.

Все консультации данной рубрики