Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
10.11.2015
- В 2015 году при списании устройства управления (КОСГУ 340) бухгалтером бюджетного учреждения обнаружено нецелевое расходование средств. Устройство управления было приобретено в 2013 году по КФО 4 "Субсидии на госзадание" и было выдано в эксплуатацию подразделению, оказывающему услуги только по ОМС и платной деятельности. До 2015 года устройство учитывалось на счете 4 105, в связи с выходом из строя в 2015 году было списано на счет 4 401 20 272. В учреждении было принято решение о возмещении расходов за счет средств от приносящей доход деятельности. По видам деятельности "2" и "4" открыт один лицевой счет учреждения.
Какие сделать проводки в рассматриваемой ситуации и как отразить операции в форме 0503737?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Устройство управления, приобретенное в свое время за счет средств субсидии, могло быть использовано учреждением в рамках приносящей доход деятельности.
В данной ситуации учреждение не должно возмещать средства в размере стоимости устройства управления.
Обоснование вывода:
1. С учетом требований п. 21 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), одним из способов организации аналитического учета в бюджетном учреждении является обособленный учет операций, осуществляемых в рамках различных видов деятельности.
По общему правилу активы должны учитываться с указанием кода того вида финансового обеспечения (деятельности), в рамках которого они были приобретены (получены, возникли).
При этом не следует забывать, что учет нефинансовых активов по виду деятельности "2" не является препятствием для их использования по виду деятельности "4". И наоборот, ряд нефинансовых активов (основные средства, нематериальные активы, непотребляемые материальные запасы), учитываемых по виду деятельности "4", если иное не предусмотрено собственником имущества, в установленном порядке могут использоваться в рамках вида деятельности "2".
2. Специалистами финансового ведомства неоднократно подчеркивалось, что реализация Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" и проводимой им реформы способствовала, в том числе, совершенствованию механизмов финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений с расширением объема их прав в рамках выполнения государственного (муниципального) задания и реализации Плана ФХД, предоставлению права бюджетным учреждениям заниматься приносящей доходы деятельностью с поступлением доходов от этой деятельности в распоряжение учреждений (смотрите, например, письмо Минфина России от 13.12.2013 N 02-01-011/54916).
Субсидия на выполнение государственного задания предоставляется учреждению без определения направлений использования, так как согласно положениям п.п. 9 и 11 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденных приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н (далее - Порядок N 81н), учреждение при планировании своей финансовой деятельности по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, самостоятельно определяет направления расходов, а также объемы выплат, связанных с выполнением учреждением государственного задания. При этом законодательством Российской федерации не установлено требования о том, что плановые показатели по выплатам (расходам), отраженные в Плане ФХД, должны соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам, использованным при расчете субсидии на выполнение государственного задания (письмо Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/293). Главное, чтобы государственное (муниципальное) задание выполнялось в установленные сроки, в полном объеме и с должным качеством.
В случае достижения экономии средств, предусмотренных на осуществление какого-либо из направлений выплат (расходов), сэкономленные средства (их часть) могут быть перераспределены в зависимости от потребности бюджетного учреждения на иные выплаты при условии, что учреждением внесены необходимые уточнения в План ФХД (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 30.12.2014 N 02-07-10/69030).
Иными словами, действующее законодательство, по сути, предоставляет бюджетным учреждениям возможность распоряжаться остатками средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания по собственному усмотрению. При этом данные средства вовсе не обязательно использовать в целях оплаты обязательств, непосредственно связанных с выполнением государственного (муниципального) задания текущего года, - они могут быть израсходованы даже в рамках приносящей доход деятельности (Раздел 6 Рекомендаций Минфина России от 22 октября 2013 года). Главное, чтобы направления расходов соответствовали целям, ради которых учреждение создано (эти цели указываются в уставе учреждения).
В этой связи обратим Ваше внимание, что основные средства, нематериальные активы или непотребляемые материальные запасы, приобретаемые за счет экономии с целью использования в приносящей доход деятельности (полностью или частично), подлежат учету с кодом вида деятельности "4".
3. В силу норм ст. 6 БК РФ бюджетные учреждения не относятся к получателям бюджетных средств. При этом специалисты финансового ведомства указывают, что в отношении таких учреждений нецелевое использование средств возникает при использовании их на цели, не предусмотренные Планом ФХД (письмо Минфина России от 08.11.2012 N 02-11-08/4694).
На средства субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ не распространяются требования бюджетного законодательства, в том числе положения ст. 306.4 БК РФ (смотрите, в частности, письмо Минфина РФ от 23.05.2014 N 02-03-11/24579).
Вместе с тем к бюджетным и автономным учреждениям может применяться ответственность, предусмотренная КоАП РФ за нарушение условий предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания (смотрите письмо Минфина России от 24.04.2015 N 02-10-09/23856).
При этом в ходе контрольных мероприятий уполномоченными органами в качестве административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, может быть квалифицировано как направление средств субсидии, доведенной на выполнение государственного задания, на оплату расходов, осуществление которых не связано с выполнением задания именно в текущем году, так и нарушение получателем субсидий иных условий, предусмотренных в соглашении о предоставлении субсидии, предоставленной в соответствии с абзацем 1 ст. 78.1 БК РФ.
Бюджетным законодательством не предусмотрено возмещение бюджетными учреждениями средств, по которым выявлено нецелевое использование.
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц или на юридических лиц (ст. 15.14 КоАП РФ).
С учетом изложенного представляется возможным сделать следующий вывод: если в 2013 году учреждением государственное (муниципальное) задание выполнялось в установленные сроки, в полном объеме и с должным качеством, маловероятно, что в ходе контрольных мероприятий уполномоченными органами в качестве нарушения будет квалифицировано осуществление расходов на приобретение устройства управления. При этом если прямого запрета от собственника имущества не поступало, устройство управления, приобретенное в свое время за счет средств субсидии, могло использоваться в рамках вида деятельности "2".
Соответственно, в данной ситуации нет оснований для возмещения на лицевой счет учреждения денежных средств в размере стоимости устройства управления.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
22 октября 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним