Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

11.11.2015
ВОПРОС:
В организации эксплуатируется кассовый аппарат АМС-100К версия 01 2006 года выпуска. Обслуживающая контрольно-кассовую технику (ККТ) организация порекомендовала снять ее с учета в связи с истечением нормативного срока амортизации. Стоит ли организации это делать?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация вправе эксплуатировать контрольно-кассовый аппарат АМС-100К версия 01 до исключения его из Государственного реестра контрольно-кассовой техники при условии соответствия п. 3 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470.
Кроме того, организация вправе продолжать эксплуатировать ККТ после исключения из Государственного реестра контрольно-кассовой техники до истечения срока службы, который устанавливается изготовителем ККТ, но не более десяти лет.
Нормативный срок амортизации, установленный для ККТ, с 9 марта 2015 года на срок ее использования не влияет.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) ККТ, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники (далее - Реестр), применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Контрольно-кассовый аппарат АМС-100К версия 1 на сегодняшний день содержится в Реестре.
Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 утверждено Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (далее - Положение).
Согласно п. 3 Положения ККТ, включенная в Реестр и применяемая пользователями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, должна:
а) иметь корпус, фискальную память, накопитель фискальной памяти, контрольную ленту и устройство печати кассовых чеков;
б) обеспечивать печать кассовых чеков, некорректируемую регистрацию информации и энергонезависимое долговременное хранение информации;
в) обеспечивать фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
г) обеспечивать возможность ввода в фискальную память информации при первичной регистрации и перерегистрации в налоговых органах в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
д) обеспечивать возможность вывода фискальных данных, зафиксированных в фискальной памяти и на контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
е) эксплуатироваться в фискальном режиме;
ж) регистрировать в фискальном режиме на кассовом чеке и контрольной ленте признаки такого режима, подтверждающие некорректируемую регистрацию информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт, в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
з) блокировать в фискальном режиме фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте при отсутствии признаков фискального режима в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
и) иметь часы реального времени в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
к) быть исправной;
л) обеспечиваться технической поддержкой поставщика или центра технического обслуживания;
м) соответствовать образцу, представленному в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации при внесении сведений о модели контрольно-кассовой техники в Государственный реестр;
н) иметь паспорт установленного образца;
о) иметь идентификационный знак установленного образца;
п) иметь марки-пломбы установленного образца и эксплуатационную документацию;
р) иметь знак "Сервисное обслуживание" установленного образца.
Такое требование, как соответствие нормативному сроку амортизации ККТ, в п. 3 Положения не содержится.
Следовательно, основанием для обязательного снятия ККТ с учета является исключение из Реестра и несоответствие нормам, установленным п. 3 Положения (письмо Минфина России от 16.03.2012 N 03-01-15/2-56).
Таким образом, в данной ситуации организация вправе эксплуатировать контрольно-кассовый аппарат АМС-100К версия 01 до исключения из Государственного реестра контрольно-кассовой техники при условии соответствия п. 3 Положения.
При этом нормы п. 5 Положения позволяют применять ККТ, исключенную из Реестра, до истечения нормативного срока ее амортизации при соответствии требованиям, действовавшим при ее включении в Реестр.
В случае истечения нормативного срока амортизации модели ККТ ее снятие с регистрации может осуществляться налоговым органом самостоятельно только в случае исключения модели ККТ из Реестра. При этом налоговый орган уведомляет пользователя о снятии с регистрации указанной ККТ не позднее дня, следующего за днем истечения нормативного срока ее амортизации (п. 19 Положения).
Аналогичное требование содержалось и в п. 5 ст. 3 Закона N 54-ФЗ, согласно которому ККТ, исключенная из Реестра, могла продолжать эксплуатироваться до истечения нормативного срока ее амортизации (письма Минфина России от 30.06.2011 N 03-01-15/5-92, от 30.06.2011 N 03-01-15/5-91, от 02.06.2011 N 03-01-15/4-71, ФНС России от 27.06.2011 N АС-4-2/10176@).
Федеральным законом от 08.03.2015 N 51-ФЗ (далее - Закон N 51-ФЗ) в п. 5 ст. 3 Закона N 54-ФЗ внесены изменения, согласно которым в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения срока службы, который устанавливается изготовителем контрольно-кассовой техники, но не более десяти лет. Изменения вступили в силу с 9 марта 2015 года (ст. 2 Закона N 51-ФЗ).
Полагаем, что соответствующие изменения будут внесены и в Положение.
К тому же согласно п. 5 ст. 3 ГК РФ в случае противоречия постановления Правительства РФ ГК РФ или иному закону применяется ГК РФ или соответствующий закон. Это в полной мере относится и к Закону N 54-ФЗ.
Следовательно, нормы Положения применяются в части, не противоречащей Закону N 54-ФЗ.
Таким образом, с 9 марта 2015 года организация вправе продолжать эксплуатировать ККТ и после исключения из Государственного реестра контрольно-кассовой техники до истечения срока службы, установленного изготовителем ККТ, но не более десяти лет.
При этом нормативный срок амортизации, установленный для ККТ, на срок ее использования не влияет.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

19 октября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики