Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

13.11.2015
ВОПРОС:
Организация осуществляет закупки в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
Положение о закупке предусматривает возможность установления в документации такого способа обеспечения участия в закупке, как предоставление банковской гарантии (иных способов обеспечения не предусматривает). Также в Положении указано, что в каждом конкретном случае перечень условий и требований, включаемых в документацию, определяется заказчиком в зависимости от предмета закупки.
Можно ли предусмотреть в документации о запросе предложений способ обеспечения заявки участника в виде внесения денежных средств?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Включение в документацию о закупке способа обеспечения заявки, не предусмотренного положением о закупке, формально нарушает требования закона. Однако окончательное решение в случае спора может принять только суд, проанализировав содержание положения о закупке.
В приведенной ситуации заказчику целесообразно дополнить положение о закупке указанием на возможность установления в документации о закупке иных способов обеспечения участия.

Обоснование позиции:
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) устанавливает только общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам при их осуществлении юридическими лицами, указанными в ч. 2 ст. 1 этого Закона.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ заказчики при закупке обязаны руководствоваться Гражданским кодексом РФ, иными нормативными правовыми актами РФ, а также положениями о закупке, утверждаемыми ими самостоятельно (смотрите также ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ). Именно положение о закупке должно содержать требования к закупкам, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ). Единственное ограничение возможности предъявления требований к участникам закупок установлено п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, в соответствии с которым одним из принципов, которым обязаны руководствоваться заказчики при осуществлении закупок, является отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки, определенные положением о закупке. Соответственно, исходя из данной нормы и общего принципа регламентирования закупочной деятельности заказчика именно положением о закупке (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ), следует, что документация о конкретной закупке должна соответствовать нормам положения о закупке.
При этом Законом N 223-ФЗ не установлено, до какой степени должен быть конкретизирован порядок проведения тех или иных процедур закупки и какие условия заказчик может добавить в документацию о конкретной закупке.
Правоприменительной практикой в ряде случаев признавались неправомерными действия заказчика по включению в извещение о закупке, например, требований к участникам, не предусмотренных в положении о закупке для закупок такого рода (смотрите пресс-релиз Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 08.11.2012 N 2/8159 "Дальспецстрой" в добровольном порядке устраняет нарушения").
В других ситуациях судебная практика исходила из того, что положение о закупке может содержать лишь основополагающие критерии, на основании которых применительно к каждой закупке разрабатывается документация по конкретной закупке с определенными критериями. В таком случае признавалось, что документация может содержать информацию, прямо не предусмотренную положением о закупках (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 N 17АП-14577/14, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.06.2014 N Ф06-11464/13 по делу N А57-12728/2013).
Соответственно, в случае спора окончательное решение по вопросу правомерности включения заказчиком в документацию о закупке тех или иных требований в каждой конкретной ситуации может принять только суд исходя из собственного системного толкования норм положения о закупке.
Как следует из вопроса, положение о закупке предусматривает возможность установления заказчиком в документации о закупке такого способа обеспечения участия, как предоставление банковской гарантии, права установления иных способов обеспечения не содержит. В такой ситуации, на наш взгляд, не исключена квалификация действий заказчика по включению в документацию о закупке способа обеспечения заявки, который не предусмотрен положением о закупке, как неправомерных. Поэтому во избежание споров, полагаем, заказчику целесообразно дополнить положение о закупке указанием на возможность установления в документации о закупке иных способов обеспечения участия.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Першина Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

28 октября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики