Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

17.11.2015
ВОПРОС:
На территории казенного учреждения инвентаризацией выявлены строения (сооружения), не учтенные на балансе, в реестре закрепленного за учреждением имущества они также не значатся. В частности, это навес, забор с бетонным фундаментом, отдельно стоящая кирпичная уборная.
Установить даже примерную дату их создания не представляется возможным, никаких документов по ним нет. Данные объекты находятся в нормальном состоянии и используются в деятельности учреждения.
Каким образом принять к учету указанные объекты в сложившейся ситуации?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если на основании информации, содержащейся в технической документации и данных кадастрового учета, будет установлено, что отдельно стоящие сооружения (постройки) составляют единый инвентарный объект с основным зданием, то в таком случае следует рассматривать вопрос о разукомплектации объекта "Административное здание" с учетом положений шестого и восьмого абзацев п. 45 Инструкции N 157н о "самостоятельности" этих сооружений.
В ином случае неучтенные объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей оценочной стоимости на основании Акта о приеме-передаче объекта нефинансовых активов (форма 0504101) с присвоением уникального инвентарного порядкового номера.

Обоснование вывода:
1. Согласно п. 45 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), единицей учета основных средств является инвентарный объект.
При этом надворные постройки, пристройки, ограждения и другие надворные сооружения, обеспечивающие функционирование здания (сарай, забор, колодец и др.), составляют вместе с ним один инвентарный объект. Если эти постройки и сооружения обеспечивают функционирование двух и более зданий, они считаются самостоятельными инвентарными объектами (абзац шестой п. 45 Инструкции N 157н). А в соответствии с абзацем восьмым этого же пункта наружные пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение, отдельно стоящие здания котельных, а также капитальные надворные постройки (склады, гаражи и т.д.) являются самостоятельными инвентарными объектами.
В рассматриваемой ситуации вполне возможно, что расположенные отдельно от основного здания навес, забор и уборная учтены в составе единого инвентарного объекта (условно "Административное здание"). Помочь в решении этого вопроса поможет информация, содержащаяся в технической документации и данных кадастрового учета.
Если будет установлено, что отдельно стоящие сооружения (постройки) составляют единый инвентарный объект с основным зданием, то в таком случае следует рассматривать вопрос о разукомплектации объекта "Административное здание" с учетом уже названных положений п. 45 Инструкции N 157н о "самостоятельности" этих сооружений.
Обратите внимание: для решения вопроса о порядке учета основного здания и расположенных на одной территории с ним навеса, забора и уборной в качестве единого инвентарного объекта или же самостоятельных инвентарных объектов ответственному сотруднику бухгалтерии желательно в письменном виде поставить соответствующие вопросы перед руководителем и (или) профильным структурным подразделением. И только затем может быть принято окончательное решение о порядке учета здания и сооружений на основании заключения профильной комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, основанном на их профессиональном суждении и соответствующей технической документации.
Порядок определения стоимости для вновь принимаемых объектов, выделенных из единого объекта основных средств, не установлен действующими нормативными правовыми актами, соответственно, казенное учреждение вправе разработать собственный способ расчета стоимости выделенных объектов и закрепить его в учетной политике.
При этом отметим, что приказом Минфина от 17.08.2015 N 127н были внесены изменения, в частности, в п. 10 Инструкции, утвержденной приказом Минфина от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н), дополнившие его порядком отражения в учете операций по разукомплектации объекта основного средства. В соответствии с двенадцатым абзацем указанного пункта разукомплектация объекта основного средства, являющегося единицей инвентарного учета, отражается по его первоначальной (балансовой) стоимости по дебету счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 "Основные средства" с одновременным отражением по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 000 "Амортизация" и кредиту счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами".
Одновременно принятие полученных в результате разукомплектации новых инвентарных объектов учета отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 "Основные средства" и кредиту счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами" с одновременным отражением суммы начисленной амортизации по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 000 "Амортизация" и дебету счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами".
Аналогичные положения были ранее приведены в п. 2.6 Методических рекомендаций по переходу на новые положения Инструкции N 157н.
По нашему мнению, при разукомплектации объекта старая Инвентарная карточка должна быть закрыта, а на выделенные объекты открыты новые карточки с присвоением им новых инвентарных номеров.
В Инвентарной карточке*(1) объекта "Административное здание" в таблице движения следует в графе "Причина выбытия" сделать запись "В результате разделения на новые инвентарные объекты" с указанием номеров новых объектов. В инвентарных карточках при постановке на учет новых объектов нужно дать ссылку на инвентарный номер выбывшего объекта ("Административное здание").
В случае, если указанные в вопросе объекты (или какой-либо из них) не будут отвечать критериям "самостоятельности" и, соответственно, не смогут быть приняты к учету в качестве отдельных инвентарных объектов после разукомплектации единого объекта, данные о них следует отразить в разделе "Краткая индивидуальная характеристика объекта" Инвентарной карточки объекта "Административное здание".
2. Если описанный выше вариант по каким-то причинам невозможен к реализации, то не принятое к учету имущество может быть поставлено на баланс в ходе осуществления контрольных мероприятий, например инвентаризации.
В соответствии с п. 31 Инструкции N 157н неучтенные объекты нефинансовых активов, выявленные при проведении проверок и (или) инвентаризаций активов, принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей оценочной стоимости, установленной для целей бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету.
При этом согласно п. 25 Инструкции N 157н под текущей оценочной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету.
Определение текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов может быть произведено комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, на основании:
- данных о ценах на аналогичные материальные ценности, полученных в письменной форме от организаций-изготовителей;
- сведений об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;
- экспертных заключений (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.
При этом данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения - экспертным путем.
Документальным подтверждением могут служить прайс-листы организаций, реализующих аналогичные активы, сведения из Интернета, печатных изданий, СМИ, от органов, уполномоченных в области статистики, ценообразования и т.д.
Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств устанавливается локальным нормативным актом (приказом, распоряжением) учреждения в рамках формирования учетной политики с учетом положений законодательства Российской Федерации (ч. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ, п.п. 6, 20 Инструкции N 157н).
При разработке порядка проведения инвентаризации учреждение вполне обоснованно может использовать положения Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания N 49), в части, не противоречащей требованиям Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Инструкции N 157н.
В настоящее время специальные требования для организаций государственного сектора предусмотрены в части оформления результатов инвентаризации: в соответствии с положениями приказа Минфина России от 30.03.2015 N 52н госучреждениями должны применяться специальные Инвентаризационные описи (формы 0504081-0504089, 0504091) и Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (форма 0504092).
Применительно к рассматриваемой ситуации должна быть составлена Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (форма 0504092), в которой фиксируются установленные расхождения с данными бухгалтерского учета в количественном и стоимостном выражении. Результаты инвентаризации оформляются Актом о результатах инвентаризации (форма 0504835), который составляется на основании Ведомости расхождений по результатам инвентаризации (форма 0504092) и будет являться основанием для оприходования выявленных объектов.
Кроме того, в рассматриваемой ситуации основные средства (сооружения) должны быть приняты к учету на основании Акта о приеме-передаче объекта нефинансовых активов (форма 0504101) с присвоением уникального инвентарного порядкового номера (п. 46 Инструкции N 157н).
С учетом изложенного, в соответствии с положениями п. 7 Инструкции 162н, выявленные неучтенные объекты основных средств могут быть отражены в бюджетном учете учреждения с применением следующей корреспонденции:
Дебет КРБ 1 101 03 310 Кредит КДБ 1 401 10 180
- оприходованы неучтенные сооружения.
Каких-либо особенностей начисления амортизации по оприходованным в результате инвентаризации основным средствам Инструкция N 157н не содержит. Поэтому амортизация по выявленным при инвентаризации сооружениям начисляется в общеустановленном порядке с учетом срока их полезного использования, определенного комиссией.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Поступление основных средств в госучреждение;
- Энциклопедия решений. Основания и момент возникновения права оперативного управления;
- Энциклопедия решений. Отражение в учете госучреждения излишков нефинансовых активов, выявленных при инвентаризации;
- Энциклопедия решений. Учет госучреждением полученного недвижимого имущества до регистрации прав на него.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

26 октября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Полагаем, на объект "Административное здание", принятый к учету до вступления в силу приказа Минфина России от 30.03.2015 N 52н, была открыта Инвентарная карточка учета основных средств (форма 0504031), форма которой была утверждена действовавшим ранее приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н. По этой причине здесь ссылаемся на реквизиты указанной формы. На каждый из вновь принимаемых к учету объектов открывается Инвентарная карточка объекта нефинансовых активов (форма 0504031), утвержденная вышеуказанным приказом N 52н (с учетом положений письма Минфина России от 10.06.2015 N 02-07-07/33768).

Все консультации данной рубрики