Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

18.11.2015
ВОПРОС:
Медицинским учреждением (бюджетное учреждение субъекта РФ) заключен контракт на поставку медикаментов. Источником оплаты в рамках указанного контракта являются средства обязательного медицинского страхования (ОМС). Операции со средствами ОМС отражаются на соответствующем лицевом счете, открытом бюджетному учреждению в территориальном органе федерального казначейства.
Поставщиком не соблюдены сроки поставки, предусмотренные контрактом, в связи с чем учреждение выставляет поставщику неустойку.
Условиями заключенного контракта предусмотрено, что в случае нарушения сроков поставки учреждение уменьшает сумму оплаты по контракту на сумму неустойки. При этом сумма неустойки перечисляется учреждением в доход бюджета субъекта РФ.
Каким образом отразить в учете бюджетного учреждения данную ситуацию?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Погашение дебиторской задолженности по штрафным санкциям в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением контрагентом обязательств путем уменьшения суммы оплаты может быть отражено в бухгалтерском учете бюджетного учреждения в качестве некассовой операции.
В случае, если оплата договора на приобретение нефинансовых активов была осуществлена бюджетным учреждением за счет средств ОМС в размере оплаты поставщику (исполнителю) суммы, уменьшенной на сумму неустойки, сумма неустойки, отраженная на лицевом счете для операций со средствами ОМС, подлежит отражению на лицевом счете для операций со средствами бюджетных учреждений путем перевода средств между лицевыми счетами в порядке, установленном финансовым органом.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в случае просрочки поставщиком исполнения своих обязательств по контракту, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет соответствующее требование контрагенту. Размеры пени и штрафа определяются в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.
В случае возникновения у бюджетного учреждения права на предъявление к исполнителю договора, заключенного на нужды учреждения в рамках осуществления им как получателем субсидии деятельности, санкций (неустойки, пеней, возмещение ущерба), средства, полученные в результате применения мер указанной гражданско-правовой ответственности, не подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (смотрите, в частности, письма Минфина России от 24.11.2014 N 02-06-10/59651, от 26.09.2013 N 02-15-11/39907, от 20.12.2012 N 02-13-06/5292, от 30.10.2012 N 02-06-10/4554).
Являясь собственными доходами бюджетного учреждения, средства, поступающие в виде неустойки в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств контрагентами, подлежат отражению по виду финансового обеспечения "2" и расходуются в общеустановленном порядке (смотрите, в частности, письма Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-10/3788, от 20.09.2012 N 02-06-10/3831).
В соответствии с положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), доходы в виде суммы неустоек учитываются организациями госсектора по коду КОСГУ 140 "Суммы принудительного изъятия".
Учитывая, что в рассматриваемой ситуации погашение дебиторской задолженности по штрафным санкциям в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением контрагентом обязательств осуществляется путем уменьшения суммы оплаты поставки, указанная операция может быть отражена в бухгалтерском учете бюджетного учреждения в качестве некассовой операции (смотрите, например, письмо Минфина России от 15.04.2015 N 02-07-07/21402, абз. 3 п. 4.5.4 письма Минфина России и Федерального казначейства от 29.12.2014 NN 02-02-07/68722, 42-7.4-05/2.1-823, абз. 8 п. 4.4 письма Минфина России и Федерального казначейства от 29.12.2014 NN 02-02-07/68726, 42-7.4-05/2.1-824).
Напомним, что документом, определяющим направления использования бюджетным учреждением средств от приносящей доход деятельности, является план финансово-хозяйственной деятельности учреждения (далее - План ФХД), составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения, в соответствии с требованиями, установленными приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н.
Иными словами, бюджетное учреждение за счет средств от приносящей доход деятельности вправе осуществлять любые расходы, в том числе направить суммы доходов, полученных в результате применения штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств по контракту, оплата по которому осуществлялась за счет средств обязательного медицинского страхования (далее - средства ОМС), в соответствующий бюджет, при условии, что указанное направление расходования предусмотрено Планом ФХД.
Принятое учреждением решение о перечислении в доход бюджета сумм штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, приводит к увеличению объема расходных обязательств учреждения и может быть отражено по дебету счета 0 401 20 200 "Расходы хозяйствующего субъекта"*(1) и кредиту счета 0 303 05 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет".
В рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
Удержание неустойки
1. Дебет 2 209 40 560 Кредит 2 401 10 140
- поставщику предъявлены суммы неустойки в соответствии с условиями контракта;
2. Дебет 2 304 06 830 Кредит 2 209 40 660
Дебет 7 302 34 830 Кредит 7 304 06 730
- произведено удержание суммы предъявленной неустойки зачетом встречных обязательств;
3. Дебет 7 304 06 830 Кредит 7 201 11 610,
Увеличение по забалансовому счету 18 (340 КОСГУ)
Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 304 06 730,
Увеличение по забалансовому счету 17 (140 КОСГУ)
- сумма неустойки перечислена с лицевого счета клиента для учета операций со средствами ОМС на "основной" лицевой счет бюджетного учреждения*(2);
4. Дебет 7 302 34 830 Кредит 7 201 11 610,
Увеличение по забалансовому счету 18 (340 КОСГУ)
- осуществлена оплата поставки медикаментов (за вычетом удержанной неустойки).
Перечисление удержанной неустойки в доход бюджета
1. Дебет 2 401 20 290 Кредит 2 303 05 730
- отражено принятие обязательства по перечислению в соответствующий бюджет удержанной суммы неустойки;
2. Дебет 2 303 05 830 Кредит 2 201 11 610,
Увеличение по забалансовому счету 18 (290 КОСГУ)
- средства перечислены в доход бюджета.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Отчетность бюджетных (автономных) учреждений. Отчет (ф. 0503737). Некассовые операции;
- Энциклопедия решений. Отчетность бюджетных (автономных) учреждений. Пример формирования ф. 0503737. Некассовые операции в рамках нескольких видов деятельности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

26 октября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Отметим, что в соответствии с требованиями Указаний N 65н расходы, не связанные с оплатой труда, приобретением работ, услуг для нужд государственных (муниципальных) учреждений, обслуживанием долговых обязательств государственных (муниципальных) учреждений, предоставлением безвозмездных и безвозвратных трансфертов организациям, бюджетам, а также осуществлением социального обеспечения, подлежат отражению по статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ. Соответственно, расходы по добровольному перечислению удержанных учреждением сумм штрафных санкций в доход бюджета следует отразить с применением статьи 290 "Прочие расходы" КОСГУ.
*(2) Перечисление в доход бюджета удержанных сумм неустоек напрямую с лицевого счета клиента для учета операций со средствами ОМС также не противоречит положениям Порядка проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений, утвержденного приказом Федерального казначейства от 19.07.2013 N 11н, однако может повлечь сложности при отражении указанной операции в Отчете об исполнении учреждением Плана ФХД (форма 0503737).

Все консультации данной рубрики