Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
20.11.2015
- У организации есть на балансе основные средства, полностью самортизированные. Организация ими не пользуется, поскольку они поломаны и ремонтировать их бессмысленно.
Может ли организация списать эти основные средства со своего учета (НДС и налог на прибыль)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация может списать с учета объекты ОС, не пригодные к использованию и ремонту.
Суммы НДС, принятые к вычету при приобретении указанных в вопросе объектов ОС, восстанавливать не требуется.
Расходы, связанные с ликвидацией ОС, учитываются для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов.
Стоимость материальных ценностей или иного имущества, полученного при ликвидации ОС, формирует внереализационный доход организации.
Обоснование вывода:
Бухгалтерский учет
Бухгалтерский учет основных средств (ОС) регламентирован:
- ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01);
- Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания).
Согласно п. 29 ПБУ 6/01 (п. 75 Методических указаний) стоимость объекта ОС, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета. При этом выбытие объекта ОС имеет место, в частности, в случаях прекращения его использования вследствие морального или физического износа; ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации; частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции и иных случаях.
Таким образом, организация может списать с учета объекты ОС, не пригодные к использованию и ремонту.
В соответствии с п.п. 77-80 Методических указаний порядок списания ОС в бухгалтерском учете предполагает проведение определенных процедур.
В частности, для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объектов ОС, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия (п. 77 Методических указаний).
Следует иметь в виду, что акт о списании объекта ОС с отражением финансового результата от ликвидации может быть полностью составлен только после завершения ликвидации объекта основных средств (письмо Минфина России от 21.10.2008 N 03-03-06/1/592).
Унифицированные формы актов на списание основных средств (N ОС-4, N ОС-4а и N ОС-4б) утверждены постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7.
Вместе с тем с 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению (информация Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012). С этой даты все формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Однако при разработке собственных форм можно использовать в качестве образца унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России. Перечень обязательных реквизитов первичного документа содержится в ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов ОС отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Указанные доходы и расходы подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих (п. 31 ПБУ 6/01, п.п. 11, 15 ПБУ 10/99 "Расходы организации").
Так, при ликвидации полностью самортизированного ОС в составе прочих расходов организации отражаются расходы (при их наличии), связанные со списанием ликвидируемого объекта основных средств (например, расходы по транспортировке, демонтажу, погрузке, упаковке, расходы на утилизацию и т.п.).
Если при демонтаже основного средства получены пригодные для дальнейшего использования детали (узлы, агрегаты), то их стоимость, согласно п. 8 ПБУ 9/99 "Доходы организации", признается прочим доходом организации.
В соответствии с п. 54 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, материальные ценности (МПЗ), остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию основных средств, приходуются по рыночной стоимости на дату списания объектов. Аналогичное положение содержится в п. 79 Методических указаний.
Проведение оценки таких МПЗ и определение их текущей рыночной стоимости входит в компетенцию ранее упомянутой комиссии (п. 77 Методических указаний).
Принятие к учету МПЗ оформляется первичными документами. В качестве образцов при разработке таких документов можно использовать унифицированные формы: приходный ордер по форме N М-4, карточку учета материалов по форме N М-17, утвержденные постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 "Основные средства" может открываться субсчет "Выбытие основных средств". В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит - сумма накопленной амортизации.
Порядок списания стоимости объекта ОС при его выбытии необходимо закрепить в учетной политике по бухгалтерскому учету.
При ликвидации основного средства в бухгалтерском учете формируются следующие проводки:
Дебет 01, субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01, субсчет "Основные средства в эксплуатации"
- отражена первоначальная стоимость ликвидируемого объекта;
Дебет 02 Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств"
- списана сумма начисленной амортизации;
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 23 (60, 76, 70, 69, другие счета)
- отражены расходы, связанные со списанием ликвидируемого объекта основных средств;
Дебет 10 Кредит 91, субсчет "Прочие доходы"
- оприходованы материальные ценности, полученные в результате ликвидации ОС.
Налог на прибыль
Расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств признаются внереализационными расходами (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).
При этом в состав внереализационных расходов включаются, в частности, расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества.
Напомним, что согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены.
Из вопроса следует, что объекты ОС непригодны для дальнейшего использования, а их ремонт экономически нецелесообразен. По нашему мнению, в такой ситуации расходы по ликвидации ОС можно считать экономически обоснованными.
Документальным же подтверждением служат такие документы, как: акт на списание ОС, акты оказанных услуг, транспортные накладные (в случае привлечения сторонних организаций для работ по ликвидации ОС) и др. первичные документы.
В силу п. 1 ст. 272 НК РФ расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст.ст. 318-320 НК РФ.
Расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации ОС учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль единовременно на дату подписания ликвидационной комиссией акта о выполнении работ по ликвидации основного средства (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ, письма Минфина России от 16.11.2010 N 03-03-06/1/726, от 09.07.2009 N 03-03-06/1/454, от 21.10.2008 N 03-03-06/1/592, от 19.09.2007 N 03-03-06/1/675, от 17.01.2006 N 03-03-04/1/27). Аналогичный вывод представлен и в арбитражной практике (смотрите, например, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 28.03.2012 N 02АП-7881/11, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2010 N 07АП-7191/09 и от 12.02.2009 N 07АП-276/09).
Материалы (иное имущество), полученные при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, включаются в состав внереализационных доходов (п. 13 ст. 250 НК РФ). Оценка таких доходов должна быть произведена по рыночной цене (ст. 105.3, п. 5, 6 ст. 274 НК РФ).
НДС
Глава 21 НК РФ не обязывает налогоплательщика производить восстановление принятого к вычету "входного" НДС в случае списания основных средств как до истечения срока их полезного использования, так и после его истечения.
Пунктом 3 ст. 170 НК РФ установлен закрытый перечень операций, когда налогоплательщик должен восстановить суммы НДС, ранее принятые к вычету.
Списание имущества по причине его выбытия вследствие порчи и (или) невозможности его дальнейшего использования (физического износа) в этом перечне не упомянуто. Следовательно, у налогоплательщика отсутствует обязанность по восстановлению ранее предъявленных к вычету сумм НДС по таким объектам.
Однако, по мнению Минфина России, суммы НДС, ранее принятые к вычету, по ОС, списываемым (ликвидируемым) до окончания срока амортизации, подлежат восстановлению. Объясняется это тем, что такие ОС перестают участвовать в осуществлении операций, признаваемых объектом обложения НДС (пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ). Восстановление сумм налога должно производиться в том налоговом периоде, в котором происходит списание актива с учета. При этом суммы налога, подлежащие восстановлению, исчисляются исходя из остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки. Суммы НДС, подлежащие восстановлению по вышеуказанным ОС, учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ (письма Минфина России от 18.03.2011 N 03-07-11/61, от 29.01.2009 N 03-07-11/22, от 15.05.2008 N 03-07-11/194).
Судебные органы считают, что при ликвидации недоамортизированных основных средств не нужно восстанавливать НДС, после ликвидации основного средства оно не используется налогоплательщиком для осуществления каких-либо операций, как подлежащих, так и не подлежащих налогообложению. Налоговое законодательство не содержит норм, обязывающих налогоплательщика, списавшего с баланса основные средства по причине их непригодности к эксплуатации, восстановить суммы НДС в недоамортизируемой (неиспользованной) части (смотрите, например, определения ВАС РФ от 15.07.10 N ВАС-9903/09, от 29.01.2010 N ВАС-17594/08, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 10.10.2013 N Ф04-4404/13 по делу N А27-21600/2012, Дальневосточного округа от 02.11.2011 N Ф03-4834/11 по делу N А73-13976/2010, Поволжского округа от 27.01.2011 по делу N А55-7952/2010, от 14.05.2009 N А55-4292/2008, от 04.03.2008 N А57-3429/06-25, ФАС Московского округа от 11.05.10 N КА-А40/3807-10-2, Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2009 N 09АП-14016/2009, N 09АП-14791/2009).
В рассматриваемой же ситуации организация намеревается списать с учета полностью самортизированные и не пригодные к использованию ОС. Остаточная их стоимость равна нулю. В такой ситуации организация, даже исходя из логики финансового ведомства, "входной" НДС по таким объектам восстанавливать не должна.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья
Ответ прошел контроль качества
5 ноября 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним