Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

24.11.2015
ВОПРОС:
В финансовый орган в сентябре 2015 года поступил исполнительный лист о взыскании с бюджетного учреждения суммы по оплате задолженности по контракту. Операции на лицевых счетах бюджетного учреждения были приостановлены. В настоящее время остатков средств на лицевом счете учреждения нет. Заработная плата и аванс сотрудникам не выплачены.
Если ст. 855 ГК РФ об очередности списания денежных средств со счета распространяется на расчетные счета в банках, то каким документом регламентирован порядок списания денежных средств с лицевого счета бюджетного учреждения в органах казначейства или финансовых органах? Как можно выплатить заработную плату?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Положениями ч. 20 ст. 30 Закона 83-ФЗ требование о применении предусмотренной п. 2 ст. 855 ГК РФ очередности списания средств с лицевых счетов, открытых бюджетному учреждению в соответствующем финансовом органе, при осуществлении финансовым органом исполнения взыскания задолженности по исполнительным документам (исполнительный лист, судебный приказ) и решениям налоговых органов о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов не установлено.
Возобновление осуществления операций на лицевых счетах бюджетного учреждения-должника, в том числе выплата заработной платы сотрудникам учреждения, возможно только после полного погашения задолженности по исполнительным документам (решения налогового органа).

Обоснование вывода:
1. Положениями п. 2 ст. 855 ГК РФ установлена очередность списания денежных средств со счетов должника банком или иной кредитной организацией в случае исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах (п. 4 ст. 111 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", далее - Закон N 229-ФЗ).
В свою очередь, в силу п. 8 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством РФ средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством РФ (за исключением случаев, установленных федеральным законом).
2. Отметим, что положения Закона N 229-ФЗ не устанавливают порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (п. 2 ст. 1 Закона N 229-ФЗ).
Кроме того, согласно п. 3 ст. 1 Закона N 229-ФЗ условия и порядок исполнения отдельных судебных актов, актов других органов и должностных лиц могут устанавливаться иными федеральными законами, одним из которых является Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ), положения части 20 ст. 30 которого определяют порядок обращения взыскания на средства бюджетных учреждений.
При этом процедура организации исполнения исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) и решений налоговых органов о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов для обращения взыскания на средства бюджетных (автономных) учреждений, установленная ч. 20 ст. 30 Закона 83-ФЗ, осуществляется при исполнении судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных и автономных учреждений, лицевые счета которым открыты не только в органах Федерального казначейства, но и в финансовых органах субъекта РФ (муниципальных образований) (смотрите, в частности, письмо Минфина России и Федерального казначейства от 05.12.2014 N 02-01-09/62410/42-7.4-05/9.3-736).
Так, при отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов или решения налогового органа бюджетное учреждение - должник обязано предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет должника.
При нарушении сроков исполнения исполнительных документов или решения налогового органа, установленных абз. 1 п. 7 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-Ф3, бюджетному учреждению - должнику до момента устранения нарушения приостанавливается осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений до момента устранения нарушения.
Таким образом, положениями ч. 20 ст. 30 Закона 83-ФЗ требование о применении предусмотренной п. 2 ст. 855 ГК РФ очередности списания средств с лицевых счетов, открытых бюджетному учреждению в соответствующем финансовом органе, при отсутствии либо недостаточности денежных средств для погашения задолженности по исполнительным документам и решениям налоговых органов о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов, не установлено.
При этом возобновление осуществления операций на лицевых счетах бюджетного учреждения-должника, в том числе выплата заработной платы сотрудникам учреждения, возможно только после полного погашения задолженности по исполнительным документам (решения налогового органа).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Никифорова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

2 ноября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики