Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
27.11.2015
- Организация работает в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
Субподрядчик будет выполнять дополнительный объем работ. Извещение о закупке в связи с заключением договора на официальном сайте не размещалось, так как данная закупка относится к случаям, не требующим размещения такого извещения.
Может ли организация заключать дополнительные соглашения к договору субподряда, сумма работ по которым составляет 300% от суммы договора и более?
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) не содержит норм, исключающих или ограничивающих возможность изменения условий заключаемых в ходе закупки договоров, в том числе условия об объеме выполняемых работ и о цене договора.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также разрабатываемыми и утверждаемыми ими самими положениями о закупке.
Таким образом, к заключенным в ходе закупки договорам применяются общие положения гражданского законодательства, допускающие изменение договора по соглашению сторон, а в предусмотренных законом или договором случаях - и в одностороннем порядке (ст. 450 ГК РФ). Ни общие положения ГК РФ о договоре, ни нормы главы 37 "Подряд" этого кодекса не содержат предельных значений изменения цены и объема работ по договору подряда (субподряда).
Отсюда следует, что стороны договора подряда (субподряда), заключенного в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ, не лишены права внести изменения в этот договор, увеличив цену и (или) объем работ по договору на любую величину, если это не противоречит положению о закупке как документу, регламентирующему закупочную деятельность заказчика (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ). При этом заказчик обязан разместить в единой информационной системе (а до ввода ее в эксплуатацию - на официальном сайте в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) - ч. 10 ст. 8 того же Закона) информацию об изменении объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, в десятидневный срок со дня внесения изменений в договор. Информация об изменении соответствующих условий договора также включается в реестр договоров, заключенных заказчиками. Однако размещать такую информацию на официальном сайте (направлять ее для внесения в указанный реестр) не требуется в случаях, предусмотренных в ч.ч. 15 и 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, в частности, если стоимость работ по договору не превышает ста тысяч рублей или их стоимость не превышает пятьсот тысяч рублей при том, что годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей (ч. 5 ст. 4, ч.ч. 2, 3 ст. 4.1, ч. 3 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).
Обратим внимание на то, что в соответствии с правовой позицией, сформулированной Минэкономразвития России в письме от 14.08.2015 N Д28и-2349, объем работы является количественной характеристикой выполняемых подрядчиком действий и их результата, тогда как вид работ - это характеристика деятельности, предмета договора. Таким образом, изменение видов работ (услуг) по договору, заключенному по итогам закупки, нельзя считать изменением объема товаров, работ, услуг. Одновременно специалисты Минэкономразвития России указали, что заказчик вправе вносить изменения в заключенный договор только в случаях, установленных ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ.
С последним выводом, на наш взгляд, нельзя согласиться, так как Закон N 223-ФЗ не ограничивает право сторон изменить иные условия договора, помимо объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг и сроков исполнения договора, а лишь устанавливает последствия изменения обозначенных условий. Тем не менее, следует иметь в виду, что в случае, если стороны не только увеличат объем работ по договору подряда (субподряда), но и изменят перечень видов выполняемых работ, такие изменения при определенных обстоятельствах могут быть квалифицированы как новая закупка, поскольку согласование нового состава и объема работ может свидетельствовать о заключении отдельного договора (ст. 702 ГК РФ). В этом случае у заказчика возникнет обязанность разместить на официальном сайте извещение о закупке (кроме предусмотренных законом случаев, когда такое размещение не требуется) и определить способ закупки в соответствии с положением о закупке, утвержденным заказчиком (ч.ч. 1, 2 ст. 2, ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
10 ноября 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним