Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Налоги
-
30.11.2015
- Дворнику устанавливается дополнительная работа в рамках рабочего времени, наряду с работой, установленной трудовым договором. За дополнительную работу устанавливается доплата.
Порядок расчета доплаты зафиксирован в дополнительном соглашении и приказе как произведение часовой тарифной ставки и количества часов в месяц, затраченных на уборку прилегающей территории от снега и наледи (количество часов будет ежемесячно отражаться в табеле для определения размера доплаты в том или ином месяце).
Нужно ли ежемесячно оформлять приказы с указанием конкретного размера доплаты для признания ее в составе расходов на оплату труда при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация в рассматриваемой ситуации сможет учесть затраты на выплату работнику доплаты за выполнение дополнительной работы при расчете налогооблагаемой прибыли и в отсутствие ежемесячно оформляемых приказов руководителя с указанием конкретного размера доплаты, если они не определены организацией в качестве обязательных для оформления, при условии наличия иных первичных учетных документов, обосновывающих основания и размер указанной выплаты.
Обоснование вывода:
Правовые аспекты
В силу ст. 60.2 ТК РФ работнику с его письменного согласия может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную плату. Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ.
Размер доплаты за выполнение дополнительной работы устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 151 ТК РФ).
Трудовое законодательство не устанавливает ни минимальных, ни максимальных размеров доплаты за выполнение дополнительной работы, ни правил, которыми могли бы руководствоваться работник и работодатель при определении ее размера, поэтому стороны свободны в решении этого вопроса. Так, соглашением сторон может быть установлен объективный механизм расчета доплаты за выполнение дополнительной работы, позволяющий определить ее конкретный размер с учетом всех обстоятельств, в том числе учитывающий фактическое время выполнения работником дополнительной работы, что не противоречит трудовому законодательству (смотрите, например, апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 18.01.2013 по делу N 33-233/2013).
Налог на прибыль организаций
Объектом налогообложения и налоговой базой по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль (ее денежное выражение), которая представляет собой разницу между полученными ими доходами и величиной произведенных ими расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 274 НК РФ).
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ). Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на: материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы (п. 2 ст. 253 НК РФ).
Так, в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами, в частности начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки за совмещение профессий и расширение зон обслуживания (абзац первый, п. 3 ст. 255 НК РФ).
Таким образом, согласно положениям ст. 255 НК РФ налогоплательщик вправе признать при формировании налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов на оплату труда доплату за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы в размере, определенном соглашением сторон трудового договора (письмо Минфина России от 29.10.2009 N 03-03-06/1/702).
Это справедливо при соответствии затрат в виде доплаты за выполнение работником дополнительной работы требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, в частности, если данные затраты подтверждены документально. Предъявляя данное требование, нормы главы 25 НК РФ не определяют конкретного перечня документов, необходимых для признания в налоговом учете расходов в виде доплаты за выполнение работником дополнительной работы, устанавливая лишь, что под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором) (абзац четвертый п. 1 ст. 252 НК РФ).
Подтверждением данных налогового учета, главным образом, являются первичные учетные документы (ст. 313 НК РФ). В целях документального отображения соответствующих требованиям трудового законодательства фактов хозяйственной деятельности, связанных с учетом труда и его оплатой (например прием работников на работу, направление в командировку, учет рабочего времени), организациям (за исключением государственного сектора) в настоящее время необходимо самостоятельно утверждать состав и формы соответствующих первичных учетных документов (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", информация Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012, письмо Минтруда России от 14.05.2013 N 14-1/3030785-2617).
Нормы российского законодательства, в том числе о налогах и сборах, не требуют от организаций ежемесячного оформления приказов руководителя организации с указанием конкретного размера доплаты за выполненную работником дополнительную работу. Учитывая данное обстоятельство, считаем, что организация в данном случае сможет учесть затраты на выплату доплаты за выполнение дополнительной работы при расчете налогооблагаемой прибыли и в отсутствие указанного документа, если, конечно, он не определен ею в качестве обязательного для оформления, при условии наличия иных первичных учетных документов, обосновывающих основания и размер указанной выплаты. Такими документами в дополнение к приказу на выполнение дополнительной работы и письменному соглашению о размере доплаты за ее выполнение, на наш взгляд, могут являться:
- штатное расписание (за основу может быть взята унифицированная форма N Т-3, утвержденная постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 (далее - Постановление N 1));
- табели учета рабочего времени (за основу могут быть взяты унифицированные формы NN Т-12 и Т-13, утвержденные Постановлением N 1);
- ведомости начисления и выплаты заработной платы (за основу могут быть взяты унифицированные формы NN Т-49, Т-51, Т-53, утвержденные Постановлением N 1).
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Учет заработной платы;
- Энциклопедия решений. Учет расходов на оплату труда;
- Энциклопедия решений. Учет доплат за выполнение работниками дополнительной работы.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий
9 ноября 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним