Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
30.11.2015
- Организация размещает на своем фирменном интернет-сайте фотографии, сделанные по заказу организации. На фотографиях, размещенных на сайте организации, изображена производимая ею продукция.
Фотографирование объектов было выполнено на основании договора, согласно которому все исключительные права на полученные фотографические изображения были переданы заказчику-организации. Было обнаружено, что конкурент использует данные фотографии в своих презентациях, распространяемых через Интернет.
Каким образом организация - владелец интернет-сайта может защитить свои права?
Какую ответственность несет лицо, использовавшее данные изображения в своей презентации, при условии того, что оно является конкурентом организации, чья продукция изображена на фотографиях?
Прежде всего отметим, что фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, относятся к объектам авторского права и, следовательно, являются охраняемыми законом результатами интеллектуальной деятельности (п. 1 ст. 1225, п. 1 ст. 1259 ГК РФ).
По общему правилу исключительные права на такие произведения принадлежат их автору, но могут перейти к другому лицу на основании закона или договора (п. 1 ст. 1228 ГК РФ, пп. 1 п. 2 ст. 1255 ГК РФ). В частности, переход от автора к другому лицу исключительных прав на фотографические произведения может произойти на основании договора авторского заказа, согласно которому автор произведения по заданию заказчика создает эти произведения на материальном или ином носителе и условия которого прямо предусматривают переход исключительных прав на указанные произведения к заказчику (ст. 1288 ГК РФ).
Поскольку в рассматриваемом случае условия договора, заключенного с лицом, в результате творческого труда которого были созданы фотографические произведения, предусматривают переход исключительных прав на них к заказчику, заказчик является правообладателем и его права подлежат правовой охране.
Так, например, только заказчик имеет право на использование фотографических произведений в любой форме и любым не противоречащим закону способом и может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование этих изображений (п. 1 ст. 1229, п. 1 ст. 1270 ГК РФ). При этом отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Без разрешения правообладателя и без выплаты ему вознаграждения разрешается использование произведения лишь в случаях, прямо названных в ст.ст. 1272-1279 ГК РФ.
Принимая во внимание, что простое размещение на сайте правообладателя фотографий не представляет собой разрешения на их использование и не названо в числе случаев, при котором их дальнейшее использование возможно без разрешения правообладателя и без выплаты ему вознаграждения, а представляет собой лишь разновидность использования произведений правообладателем путем их доведения до всеобщего сведения (пп. 11 п. 2 ст. 1270 ГК РФ), можно сделать вывод, что их использование любым другим лицом возможно только по разрешению правообладателя.
Использование произведений без разрешения правообладателя и без выплаты ему вознаграждения влечет за собой гражданско-правовую ответственность, предусмотренную ст.ст. 1252, 1253, 1301 ГК РФ*(1).
В частности, правообладатель может потребовать от нарушителя пресечения действий, нарушающих право, и возмещения причиненных нарушением убытков (пп. 2 и 3 п. 1 ст. 1252 ГК РФ). Вместо возмещения убытков правообладатель может потребовать выплаты ему компенсации в размерах, предусмотренных пп. 1-3 ст. 1301 ГК РФ.
Кроме того, следует иметь в виду, что в случаях, когда нарушение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности признано в установленном порядке недобросовестной конкуренцией, защита нарушенного права может осуществляться как в соответствии с ГК РФ, так и в соответствии с антимонопольным законодательством (п. 7 ст. 1252 ГК РФ).
Отметим, что под недобросовестной конкуренцией понимаются в том числе введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей, а также продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности (п.п. 2 и 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ)).
В том случае, если использование конкурентом организации-правообладателя фотографий продукции этой организации будет признано актом недобросовестной конкуренции, то он может быть привлечен к ответственности в соответствии с главой 8 Закона N 135-ФЗ.
В заключение напомним, что, если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, суд, в соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ, при наличии вины такого юридического лица в нарушении исключительных прав может принять решение о его ликвидации по требованию прокурора (ст. 1253 ГК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
12 ноября 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Обращаем Ваше внимание на то, что существует судебная практика, которая не признает фотографии производимой продукции или результатов выполненных работ фотографическими произведениями, подлежащими защите в качестве результата интеллектуальной деятельности по причине отсутствия творческого труда при их создании и художественной ценности самих произведений (смотрите, например, постановление Суда по интеллектуальным правам от 23.01.2014 N С01-401/2013 по делу N А56-293/2013). Другие суды акцентируют внимание на том, что художественная ценность произведения не называется в законе в качестве критерия для отнесения его к произведениям, подлежащим правовой охране, и значение имеет только создание этого произведения в результате творческого труда автора (постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 N 06АП-800/15, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2015 N 14АП-3933/15). Исходя из вышеизложенного мы не можем исключать ситуации, в которой фотографии, указанные в вопросе, не будут признаны судом объектами авторских прав и им не будет предоставлена соответствующая правовая защита.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним