Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

30.11.2015
ВОПРОС:
Строительная организация (УСН) является подрядчиком на строительство школы. Заказчиком-застройщиком является организация (УСН), выигравшая открытый аукцион на строительство этой школы, который проводился администрацией района. Строительство осуществлялось за счет средств межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджету муниципального образования из бюджета субъекта РФ.
Администрация района перечислила из бюджета заказчику-застройщику 3 млн. руб. Заказчик-застройщик по договору подряда перечислил подрядчику частями 3 млн. руб. Подрядчик построил школу за 3,3 млн. руб. Он закупал для школы у поставщиков материалы, оборудование, услуги механизмов и т.д., привлекал субподрядчика к выполнению отдельных видов работ с узкой специализацией и небольшим объемом работ.
Какую из перечисленных организаций (по какому положению, основанию или документу) контрольно-ревизионное управление администрации может или обязано проверять с целью подтверждения целевого использования бюджетных средств?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Юридические лица, прямо не поименованные в ст. 266.1 БК РФ, могут являться объектом внутреннего государственного (муниципального) контроля в случаях, если они являются одной из сторон договора (соглашения) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ при наличии в договоре (соглашении) соответствующих положений.
2. Подрядчик (поставщик, исполнитель) не является объектом контроля в сфере закупок, осуществляемого органами внутреннего государственного (муниципального) контроля в соответствии с положениями ст. 99 Закона N 44-ФЗ.

Обоснование вывода:
1. Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности, на территории Российской Федерации установлены Федеральным законом от 25.02.99 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Закон N 39-ФЗ).
В силу положений п. 7 ст. 13 и п. 3 ст. 19 Закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджета публично-правового образования, направляемых на капитальные вложения, в соответствии с законодательством РФ осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ и органами, уполномоченными на то представительными органами местного самоуправления.
Соответственно, полномочиями по осуществлению контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджета публично-правового образования, направляемых на капитальные вложения, наделены в том числе органы внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (ст. 265 БК РФ).
Перечень объектов контроля государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) установлен ст. 266.1 БК РФ. Так, объектами контроля, помимо участников бюджетного процесса (ст. 152 БК РФ) и государственных (муниципальных) учреждений (предприятий), также являются:
- юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций и государственных компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, договоров (соглашений) о предоставлении государственных или муниципальных гарантий;
- юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;
- кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций и государственных компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) могут являться объектом внутреннего государственного (муниципального) контроля в случаях, если они являются одной из сторон договора (соглашения) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ при наличии в договоре (соглашении) соответствующих положений (смотрите, в частности, пп. 5 п. 3 ст. 78 БК РФ).
Отметим, что в случае выявления факта нецелевого использования бюджетных средств по отношению к указанным юридическим лицам не применяются бюджетные меры принуждения (глава 30 БК РФ), однако это не освобождает их от ответственности, предусмотренной ст. 15.14 КоАП РФ.
2. В силу п. 3 ч. 1, ч.ч. 8 и 9 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), в соответствии с которым осуществляется заключение государственных контрактов, иных договоров в целях строительства, реконструкции, в том числе реконструкции с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства государственной собственности (п. 6 ст. 13 Закона N 39-ФЗ), целью контроля, полномочиями по которому наделены органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, является установление законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности.
Согласно ч. 2 ст. 99 Закона N 44-ФЗ объектами контроля в сфере закупок являются:
- заказчики (п.п. 5-7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ);
- контрактные службы, контрактные управляющие (ст. 38 Закона N 44-ФЗ);
- комиссии по осуществлению закупок (ст. 39 Закона N 44-ФЗ);
- уполномоченные органы, уполномоченные учреждения (п. 10 ст. 3 Закона N 44-ФЗ);
- специализированные организации (п. 11 ст. 3 Закона N 44-ФЗ);
- операторы электронных площадок.
Соответственно, подрядчик (поставщик, исполнитель) не является объектом контроля в сфере закупок, осуществляемого органами внутреннего государственного (муниципального) контроля в соответствии с положениями ст. 99 Закона N 44-ФЗ.
В то же время в соответствии с положениями ст. 101 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан осуществлять контроль:
- за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством РФ;
- за привлечением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Кроме того, в силу положений ГК РФ заказчик по договору строительного подряда вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения, качеством предоставленных подрядчиком материалов и правильностью использования подрядчиком материалов заказчика (ст. 748 ГК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Ответ прошел контроль качества

9 ноября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики