Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

01.12.2015
ВОПРОС:
Вправе ли заказчик по муниципальному контракту на выполнение строительных работ, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", передать правомочия приемки выполненных работ, подписания актов КС-2 и КС-3 третьему лицу - организации по договору?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Муниципальный заказчик по контракту на выполнение строительных работ вправе передать часть своих полномочий по приемке выполненных работ, подписанию актов КС-2 и КС-3 третьему лицу - организации на основании договора, заключенного в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.

Обоснование вывода:
1. В соответствии с ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги является одним из перечисленных в приведенной части комплексом мер по исполнению контракта, который реализуется после его заключения. Согласно ч. 7 той же статьи приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, установленные контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
Обязательное условие о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов) в части соответствия ее объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки включается в контракт на выполнение работ (ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Каких-либо иных указаний относительно порядка приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги Закон N 44-ФЗ не содержит.
В соответствии с п. 4 ст. 753 ГК РФ, на нормах которого в том числе основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), приемка выполненных работ по договору строительного подряда осуществляется заказчиком с составлением соответствующего акта или иного документа. Унифицированные формы N КС-2 "Акт о приемке выполненных работ" и N КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат", утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 N 100, в соответствии с Указаниями по их применению, утвержденными тем же нормативным актом, подлежат применению при приемке выполненных подрядных строительно-монтажных работ.
Таким образом, приемка результатов выполненной работы по общему правилу осуществляется заказчиком. Между тем к осуществлению приемки выполненных работ заказчик вправе привлечь на основании договора иное лицо. На это, в частности, указывают положения ч.ч. 3, 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, регулирующих вопросы привлечения для проверки предоставленных контрагентом результатов исполнения контракта, экспертов и экспертных организаций. В такой ситуации имеет место передача другому лицу части прав и обязанностей заказчика, а именно право требовать от подрядчика сдачи результата работы и, соответственно, обязанность принять такой результат (ст. 702, п. 1 ст. 740 ГК РФ). В этом случае к сделке по передаче таких прав и обязанностей, соответственно, применяются правила ГК РФ об уступке требования и о переводе долга (ст. 392.3 ГК РФ).
2. В связи с этим необходимо отметить, что Закон N 44-ФЗ прямо предусматривает возможность перемены заказчика при исполнении контракта. В случае такой перемены права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику (ч. 6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Переход прав и обязанностей заказчика к другому лицу осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24 "Перемена лиц в обязательстве" ГК РФ. Причем ни ГК РФ, ни Закон N 44-ФЗ не содержат запрета на передачу стороной только части прав и обязанностей по договору (смотрите также п. 5 Обзора практики применения арбитражными судами положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации, направленного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 N 120, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2012 N 08АП-1424/12).
Поскольку ни ГК РФ, ни Закон N 44-ФЗ не содержат каких-либо ограничений в отношении условий передачи прав и обязанностей заказчика по муниципальному контракту, полагаем, что замена заказчика по такому контракту возможна на любом этапе исполнения контракта с соблюдением правил главы 24 "Перемена лиц в обязательстве" ГК РФ, что предполагает, в частности, необходимость получения согласия подрядчика на такую замену. Отметим, что такое же мнение высказывалось представителями Минэкономразвития России и Федеральной антимонопольной службы в отношении нормы ч. 6.6 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", утратившего силу с 01.01.2014 (письмо Минэкономразвития России от 05.06.2009 N Д05-2813, тема 3 Обзора разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июль 2012 г.)).
Таким образом, полагаем, в рассматриваемом случае заказчик может передать права и обязанности заказчика, связанные с приемкой результатов работ иному лицу. При этом стороны контракта также должны заключить соглашение, в соответствии с которым права и обязанности заказчика, связанные с приемкой результатов работ и осуществлением строительного контроля, перейдут к иному лицу. Притом что ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ запрещает изменение существенных условий контракта, за исключением случаев, предусмотренных этой нормой, заключение иных соглашений, связанных с исполнением обязательств сторон по контракту, в том числе изменяющих условия контракта, которые не являются существенными условиями, Закон N 44-ФЗ не ограничивает.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

11 ноября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики