Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
01.12.2015
- Федеральное государственное бюджетное учреждение (заказчик) заключает договор с образовательной организацией (исполнитель). Предмет договора - проведение занятий с аспирантами, обучающимися в аспирантуре заказчика, подготовка к сдаче кандидатского экзамена по иностранному языку.
Расходы на проведение занятий предусмотрены в нормативных расходах на выполнение государственного задания. Оплата по договору планируется в следующем порядке: авансовый платеж в ноябре 2015 года и авансовый платеж в январе-феврале 2016 года. Срок действия договора - ноябрь 2015 года - август 2016 года.
Может ли заказчик оплатить из средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания 2015 года аванс в размере 40%, оставшуюся сумму - из средств субсидии, выделенной в 2016 году?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Федеральное государственное бюджетное учреждение может оплатить за счет средств субсидии на выполнение государственного задания авансы в 2015 и в 2016 годах при выполнении следующих условий:
- в нормативных затратах при расчете объема субсидии на выполнение государственного задания предусматривались соответствующие расходы;
- соглашение о предоставлении субсидии не содержит ограничений авансовых платежей при заключении договоров о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг;
- обоснованность осуществления авансовых платежей в целях выполнения государственного задания того года, в котором осуществлялись расходы, подтверждена документально.
Обоснование вывода:
1. В соответствии с п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения. При этом стороны договора определяют условия сделки, в том числе и порядок расчетов. Право на осуществление предварительной оплаты товара, работы, услуги установлено гражданским законодательством (смотрите, например, ст. 487 ГК РФ).
Решениями о бюджете (иными нормативными правовыми документами) могут предусматриваться ограничения авансовых платежей при заключении договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг. Однако данные ограничения, как правило, предусматриваются для получателей бюджетных средств, а также организаций, осуществляющих в установленном порядке полномочия получателей бюджетных средств. Так, например, на федеральном уровне такие ограничения в 2015 году предусмотрены п. 29 постановления Правительства РФ от 27.12.2014 N 1563 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". Бюджетные учреждения, изменившие в силу Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ свой правовой статус и получающие субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания согласно п. 1 ст. 78.1 БК РФ, не являются получателями бюджетных средств (ст. 6 БК РФ) и, следовательно, не являются участниками бюджетного процесса (п. 1 ст. 152 БК РФ). Поэтому вышеуказанные возможные ограничения авансовых платежей при заключении договоров о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг на них не распространяются.
Таким образом, на федеральном уровне не существует общих норм, ограничивающих право бюджетных учреждений предусматривать любые авансовые платежи при заключении договоров (контрактов), подлежащих оплате за счет любых источников финансового обеспечения деятельности (смотрите также п. 1 письма Минфина России от 15.05.2015 N 02-03-10/28078, письмо Минфина России от 29.07.2014 N 02-01-07/37190, п. 1 письма Минфина России от 29.08.2014 N 02-03-11/43458).
В то же время условие, определяющее предельный размер авансовых платежей при заключении последним договоров о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг для собственных нужд, подлежащих оплате за счет средств субсидии, может быть включено в соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, заключенное между конкретными учредителем и учреждением.
2. Федеральным законом от 03.11.2015 N 301-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год" внесены изменения в том числе в ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, согласно которым не использованные в текущем финансовом году остатки средств субсидии, являющейся финансовым обеспечением выполнения государственного (муниципального) задания, могут быть использованы в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы, при достижении бюджетным учреждением показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы). Федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований может быть предусмотрен возврат в соответствующий бюджет остатка субсидии соответственно федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъекта РФ, муниципальными бюджетными учреждениями в объеме, соответствующем недостигнутым показателям государственного (муниципального) задания указанными учреждениями.
При отсутствии на данный момент каких-либо разъяснений специалистов финансового ведомства не исключаем, что при недостижении бюджетным учреждением в текущем году показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы), образование дебиторской задолженности по состоянию на начало очередного финансового года не избавит учреждение от обязанности возврата средств в объеме, соответствующем недостигнутым показателям государственного (муниципального) задания, а также может послужить поводом для разногласий с уполномоченными органами в ходе осуществления ими контрольных мероприятий.
Напомним, что к бюджетным учреждениям может применяться ответственность, предусмотренная КоАП РФ за нарушение условий предоставления субсидий бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 24.04.2015 N 02-10-09/23856).
При этом в ходе контрольных мероприятий уполномоченными органами в качестве административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, может быть квалифицировано направление средств субсидии, являющейся финансовым обеспечением выполнения государственного задания текущего финансового года, на оплату расходов, осуществление которых не связано с выполнением задания именно в текущем году (в частности направление средств субсидии на погашение кредиторской задолженности, образовавшейся по итогам выполнения государственного (муниципального) задания в прошлом году)*(1). Буквально следуя такой логике, осуществление в текущем финансовом году бюджетным учреждением авансовых платежей по договорам (контрактам), поставка товаров (оказание услуг, выполнения работ) в рамках которых будет осуществляться в очередном финансовом году, также может быть квалифицировано в качестве нецелевого использования средств субсидии.
В то же время судебные инстанции далеко не всегда соглашаются с доводами контролирующих органов по вопросам квалификации расходов, осуществленных за счет средств субсидии, доведенной на выполнение государственного задания, в качестве нецелевого использования средств*(2).
Для минимизации рисков возникновения разногласий в ходе контрольных мероприятий учреждению, по нашему мнению, целесообразно подготовить документальное подтверждение принадлежности осуществленных авансовых платежей к выполнению государственного задания текущего 2015 года и 2016 года соответственно. Так, например, необходимость осуществления авансирования в конкретном объеме может быть обоснована учебным планом подготовки аспирантов к сдаче кандидатского экзамена по иностранному языку.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
9 ноября 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Смотрите, например, акты судебных инстанций:
- решение Волгоградского областного суда N 07-333/2015 от 18.03.2015;
- решение Кировского районного суда г. Волгограда от 13.04.2015 по делу N 12-82/2015.
*(2) Смотрите, например:
- постановление 7 ААС от 22.05.2015 по делу N А03-22458/2014;
- постановление 13 ААС от 20.01.2014 по делу N А42-3472/2013;
- решение АС Нижегородской области от 03.04.2015 по делу N А43-27408/2014.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом: Энциклопедия решений. Ограничение размера авансовых платежей по договору (контракту) для бюджетных (автономных) учреждений.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним