Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

02.12.2015
ВОПРОС:
Как отразить в учете бюджетного учреждения реализацию иного движимого имущества (транспортного средства)? Средства поступают на счет бюджетного учреждения, открытого в казначействе финансового органа публично-правового образования. Какой код классификации дохода бюджета возможно применить при принятии в учреждении решения о перечислении средств от реализации иного движимого имущества в бюджет муниципального района?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В учете бюджетного учреждения доходы от реализации иного движимого имущества могут быть отражены по счету 2 209 83 000 "Расчеты по иным доходам".
В случае принятия учреждением решения о перечислении средств, полученных от продажи транспортного средства, за вычетом расходов, связанных с его продажей, в бюджет муниципального района указанные поступления средств могут быть отражены, например, по коду классификации доходов бюджетов 000 1 17 05050 05 0000 180 "Прочие неналоговые доходы бюджетов муниципальных районов".

Обоснование вывода:
Имущество бюджетного учреждения, принадлежащее ему на праве оперативного управления, находится в собственности соответствующего публично-правового образования (ст.ст. 123.21, 214, 215, 296 ГК РФ).
Действующее законодательство существенно ограничивает права собственника в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетных учреждений (ст. 298 ГК РФ, п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ). Так, например, бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться только:
- особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества;
- недвижимым имуществом.
Остальным же имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. При этом денежные средства, в соответствии с действующим законодательством, к особо ценному движимому имуществу отнесены быть не могут (п. 11 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества").
Операции по реализации имущества относятся к приносящей доход деятельности бюджетного учреждения (п. 4 ст. 9.2, п. 1 ст. 24 Закона N 7-ФЗ). В свою очередь, доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ).
Исключение составляют только доходы от реализации недвижимого имущества - согласно требованиям ст. 41 БК РФ средства от продажи недвижимого имущества бюджетных учреждений подлежат перечислению в доход бюджета.
А вот при реализации иного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, нет никаких правовых оснований для зачисления вырученных денежных средств в доход бюджета. В связи с этим Указаниями о порядке применения бюджетной классификации, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, предусмотрены только коды для зачисления в бюджет доходов от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), а также доходов от реализации недвижимого имущества бюджетных и автономных учреждений.
Если иное прямо не установлено действующими нормативными правовыми актами, бюджетное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться денежными средствами, полученными при реализации любого движимого имущества (в т.ч. особо ценного), принадлежащего ему на праве оперативного управления (смотрите, например, письма Минфина России от 24.04.2012 N 02-04-10/1464, от 12.11.2012 N 02-04-10/4723).
Полученные в самостоятельное распоряжение средства учреждение, согласно Плану ФХД, может направить на осуществление расходов, связанных с выполнением госзадания или с осуществлением приносящей доход деятельности. Кроме того, в учреждении может быть принято решение о перечислении полученных средств в доход бюджета (смотрите, например, письмо Минфина России от 28.01.2014 N 02-08-10/3071). При этом указанная операция по перечислению средств подлежит отражению учреждением по статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ.
При отражении операций по поступлению средств от бюджетного учреждения, по нашему мнению, может быть применен код бюджетной классификации 000 1 17 05050 05 0000 180 "Прочие неналоговые доходы бюджетов муниципальных районов".
В ряде случаев реализация имущества на основании договоров согласно положениям Уставов бюджетных учреждений является одним из видов приносящей доход деятельности этих учреждений. При таких обстоятельствах допустимо использование для учета соответствующих расчетов счета 2 205 70 000 "Расчеты по доходам от операций с активами" (п. 197 Инструкции N 157н). В иных ситуациях расчеты по реализации имущества могут учитываться на счете 2 209 83 000 "Расчеты по иным доходам" (п. 220 Инструкции N 157н).
Обратите внимание!
Реализация имущества, имущественных прав согласно действующему налоговому законодательству является объектом обложения налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль организаций. При этом под имуществом в данном случае понимаются объекты, учитываемые согласно п. 22 Инструкции N 157н в составе нефинансовых активов, в том числе и в составе основных средств.
Бюджетные учреждения, как российские организации, являются плательщиками НДС и налога на прибыль (п. 1 ст. 48, ст. 120 ГК РФ, ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143, п. 1 ст. 246 НК РФ). Поэтому при реализации имущества бюджетные учреждения исчисляют и уплачивают налоги в общеустановленном порядке с учетом отдельных особенностей, которые обусловлены спецификой их правового положения*(1).
В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров, передаче имущественных прав организация должна выставить покупателю соответствующий счет-фактуру не позднее пяти календарных дней считая день отгрузки товара или передачи имущественных прав.
В учете реализация транспортного средства в рассматриваемой ситуации может быть отражена следующими корреспонденциями:
Дебет 0 104 35 410 Кредит 0 101 35 410
- списана начисленная амортизация по реализуемому транспортному средству;
Дебет 0 401 10 172 Кредит 0 101 35 410
- списана остаточная стоимость реализуемого транспортного средства;
Дебет 2 209 83 560 Кредит 2 401 10 172
- начислен доход от реализации транспортного средства;
Дебет 2 401 10 172 Кредит 2 303 03 730
- начислена задолженность по налогу на прибыль, подлежащему перечислению учреждением в соответствующие бюджеты;
Дебет 2 401 10 172 Кредит 2 303 04 730
- начислена задолженность по НДС;
Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 71 660
- поступила на лицевой счет учреждения оплата за реализованное транспортное средство, одновременно отражено увеличение забалансового счета 17 (код КОСГУ 410)*(2).
При принятии решения о перечислении средств от реализации иного движимого имущества возможно применение следующей проводки:
Дебет 2 401 20 290 Кредит 2 303 05 730
- отражено принятие обязательства по перечислению в соответствующий бюджет;
Дебет 2 303 05 830 Кредит 2 201 11 610
- средства перечислены в доход бюджета, одновременно увеличение забалансового счета 18 (код КОСГУ 290).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

10 ноября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Более подробно рекомендуем с данным вопросом ознакомиться в материалах:
- Энциклопедия решений. Налогообложение при реализации имущества госучреждениями;
- Энциклопедия решений. Налогообложение при реализации имущества казенными, бюджетными и автономными учреждениями.
*(2) Согласно Указаниям N 65н на подстатью 172 "Доходы от операций с активами" КОСГУ относятся операции, отражающие финансовый результат от операций с активами (основными средствами, нематериальными активами, непроизведенными активами, материальными запасами), но для отражения кассовых поступлений и выбытий данный код КОСГУ не применяется. При отражении поступления средств на счет учреждения необходимо учитывать положения Указаний N 65н о том, что доходы от реализации основных средств (материальных запасов), и другие аналогичные доходы подлежат отражению по статье 410 "Уменьшение стоимости основных средств" КОСГУ (440 "Уменьшение стоимости материальных запасов" КОСГУ).

Все консультации данной рубрики