Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Налоги
-
03.12.2015
- Организация "А" продает свою продукцию (камень для производства цемента) организации "В", при этом цена реализации продукции в 2-3 раза ниже уровня рыночных цен по региону. Организации "А" и "В" не являются взаимозависимыми.
Какие могут быть налоговые последствия для организации "А" в данном случае?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В случае реализации продукции по цене значительно ниже уровня рыночных цен возникает риск того, что налоговый орган попытается доказать необоснованное уменьшение размера налоговой базы по НДС, налогу на прибыль, НДПИ (если применяется), а также доначислить суммы этих налогов с рыночной стоимости продукции.
Обоснование вывода:
В силу п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (п. 1 ст. 424 ГК РФ).
Таким образом, в общем случае стороны договора вправе самостоятельно определить его цену.
Согласно абзацу третьему п. 1 ст. 105.3 НК РФ для целей НК РФ цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными (письма Минфина России от 02.02.2015 N 03-01-18/3949, от 28.05.2013 N 03-01-18/19214).
Следует отметить, что предметом налогового контроля, проводимого ФНС России на основании ст. 105.17 НК РФ, могут выступать только сделки, признаваемые контролируемыми в соответствии со ст. 105.14 НК РФ (п. 1 ст. 105.17 НК РФ, письма Минфина России от 11.03.2012 N 03-01-18/1-26, от 06.09.2012 N 03-01-18/7-127). Сделки, не признаваемые контролируемыми, не могут выступать предметом налогового контроля с целью проверки соответствия цен рыночным как в рамках проверки полноты исчисления и уплаты налогов, проводимой ФНС России, так и в рамках выездных и камеральных налоговых проверок (письмо Минфина России от 19.06.2015 N 03-01-18/35527).
В то же время в п. 1.3.4 письма ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@ "О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок" сообщается, что в случаях совершения сделок, не отвечающих признакам контролируемых, в которых исчисление налоговой базы осуществляется на основании положений отдельных статей части второй НК РФ исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, контроль соответствия цен, примененных в таких сделках, рыночным ценам может быть предметом выездных налоговых проверок. При этом в целях определения фактической цены сделки, в которой предполагается занижение суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему РФ, применяются методы, установленные главой 14.3 НК РФ.
Из других разъяснений Минфина России следует, что в сделках, не признаваемых контролируемыми, в случаях установления фактов уклонения от налогообложения в результате манипулирования налогоплательщиком ценами возможно доказывание получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в рамках выездных и камеральных проверок, в том числе с применением методов, установленных главой 14.3 НК РФ (письма Минфина России от 26.12.2012 N 03-02-07/1-316, от 18.10.2012 N 03-01-18/8-145, от 19.11.2012 N 03-01-18/9-173, от 14.11.2012 N 03-01-18/9-170, от 08.11.2012 N 03-01-18/8-162).
Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности, в частности вследствие уменьшения налоговой базы (абзац второй п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53).
Отметим, что в арбитражной практике существует позиция, согласно которой в случае применения налогоплательщиком нерыночных цен налоговый орган должен применять специальные нормы НК РФ, касающиеся ценообразования, а не судебную доктрину необоснованной налоговой выгоды (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2013 N 09АП-22926/13 (оставлено без изменения постановлением ФАС Московского округа от 09.12.2013 N Ф05-15199/13 по делу N А40-163624/2012)).
Так, например, на то обстоятельство, что при реализации товаров по ценам ниже рыночной налоговым органом подлежит применению п. 1 ст. 154 НК РФ, указывается в постановлении Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 N 8349/07. При этом реализация товаров (работ, услуг) по ценам ниже рыночных, по их мнению, не влияет на применение налоговых вычетов ранее предъявленных организации сумм НДС (такой вывод следует также из постановления Президиума ВАС РФ от 28.01.2008 N 12064/07, определения ВАС РФ от 27.04.2009 N 2635/09).
Однако указанное обстоятельство не уменьшает налоговые риски организации.
Полагаем, что реализация продукции по цене значительно ниже рыночной скорее всего привлечет повышенное внимание проверяющих. При этом налоговый орган может попытаться доначислить организации налоги с рыночной стоимости продукции (пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий
Ответ прошел контроль качества
11 ноября 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним