Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

03.12.2015
ВОПРОС:
Муниципальное казенное учреждение заключило муниципальный контракт на поставку мебели, срок поставки - 02.09.2015. Поставщик часть мебели доставил в срок, указанный в контракте, остальную часть поставлял частями с просрочкой исполнения.
Муниципальное казенное учреждение выставило претензию с требованием оплатить неустойку, рассчитанную без учета этапов поставки, а сразу с момента неисполнения в полном объеме, т.е. с 03.10.2015 и по последний день поставки. Поставщик требует пересчитать неустойку и учесть поставку товара, осуществленную в периоды между исполнением контракта.
Можно ли отказать поставщику, ссылаясь на постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063, в котором отсутствует указание расчета неустойки по этапам, а также на то, что в контракте не указана поэтапная поставка?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
С точки зрения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд единственным формально верным способом расчета пени по контракту является расчет, при котором не учитывается то обстоятельство, что предусмотренные контрактом обязательства исполнены частями с различными периодами просрочки.
Вместе с тем с позиции гражданского законодательства правомерным является порядок расчета пени, учитывающий стоимость фактически поставленного товара, даже при отсутствии в контракте условия об отдельных этапах поставки. Поэтому не исключено, что в случае возникновения спора исчисленная заказчиком сумма пени может быть уменьшена судом по заявлению поставщика на основании ст. 333 ГК РФ.

Обоснование позиции:
В соответствии с ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем, далее также - контрагент) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет контрагенту требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Частью 7 той же статьи предусмотрено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством РФ, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБР от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Исполнение контракта включает в себя комплекс мер, перечисленных в ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом.
Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила). Пеня за просрочку исполнения контрагентом обязательства, предусмотренного контрактом, определяется по формуле, приведенной в п. 6 Правил, как произведение ставки пени и цены контракта, уменьшенной на стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемую на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов (показатель "В" в упомянутой формуле).
Таким образом, п. 6 Правил предусматривает, что для целей расчета пени цена контракта уменьшается на стоимость обязательства по контракту, которое исполнено контрагентом в установленный срок. Представляется, что в контексте этой нормы понятие "установленный срок" нельзя понимать иначе как срок исполнения обязательства (в частности по поставке товара), установленный контрактом, включая отдельные этапы исполнения контракта (сроки поставки отдельных партий товара), если они предусмотрены контрактом. Этот вывод можно сделать из системного анализа положений ч.ч. 7, 13 ст. 34, п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ.
Поэтому, с формальной точки зрения, из п. 6 Правил следует вывод о том, что порядок исчисления пеней за просрочку поставки товара предполагает уменьшение цены контракта на стоимость фактически поставленных товаров при условии, что контрактом предусмотрена поставка товаров отдельными партиями, для каждой из которых установлен срок поставки. Соответственно, если контракт не содержит условия об отдельных этапах его исполнения, пеня рассчитывается как произведение ставки и общей цены контракта и исчисляется за весь период просрочки исполнения обязательства вплоть до момента исполнения обязательства по поставке товара в полном объеме без уменьшения на стоимость отдельных фактически поставленных партий товара.
Таким образом, формально верным является расчет, при котором не учитывается то обстоятельство, что предусмотренные контрактом обязательства исполнены частями с различными периодами просрочки. Исчисленный таким способом размер пени в случае возникновения спора может быть уменьшен судом по заявлению контрагента. Предъявление контрагенту сумм пеней, рассчитанных применительно к каждому периоду просрочки, может повлечь неблагоприятные последствия для должностных лиц заказчика. Аналогичной позиции придерживаются судьи (смотрите, например, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2015 N 05АП-8018/15).
Однако указанный порядок расчета не является бесспорным. С позиции гражданского законодательства правомерным является порядок расчета пени, учитывающий стоимость фактически поставленного товара, даже при отсутствии в контракте условия об отдельных этапах поставки. Поэтому в случае возникновения спора исчисленная заказчиком сумма может быть уменьшена судом по заявлению контрагента на основании ст. 333 ГК РФ (смотрите также п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2011 N 81).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

12 ноября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики