Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

04.12.2015
ВОПРОС:
Автономное учреждение субъекта РФ в рамках выполнения государственного задания приобрело за счет подстатьи 340 КОСГУ огнетушители. Профильной комиссией учреждения по приемке нефинансовых активов принято решение о том, что приобретенные огнетушители следовало принять к учету как основные средства. В Плане финансово-хозяйственной деятельности, утвержденном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения, расходы по подстатье 310 КОСГУ не предусмотрены.
Какие действия со стороны учреждения позволят минимизировать риски возникновения претензий со стороны проверяющих органов в сложившейся ситуации?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В случае, если расходы на приобретение объектов, относящихся к основным средствам, на момент осуществления кассовых выплат с применением статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ не были предусмотрены Планом ФХД, для минимизации возникновения разногласий с уполномоченными органами в ходе осуществления ими контрольных мероприятий учреждению целесообразно внести соответствующие изменения в План ФХД, после чего уточнить коды КОСГУ, по которым операции были отражены на лицевом счете автономного учреждения, в порядке, установленном финансовым органом по месту открытия автономному учреждению лицевых счетов.

Обоснование вывода:
1. В силу положений п. 2 ст. 298 ГК РФ, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ) автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться только:
- особо ценным движимым имуществом;
- недвижимым имуществом.
Это имущество должно быть закреплено за ним учредителем или приобретено автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем.
Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно и отвечает по своим обязательствам, если иное не установлено законом (смотрите п. 3 ст. 123.21, п. 6 ст. 123.22 ГК РФ, п. 2 ст. 298 ГК РФ).
При этом денежные средства в соответствии с действующим законодательством к особо ценному движимому имуществу отнесены быть не могут (ст. 3 Закона N 174-ФЗ, постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества").
Субсидиарная ответственность органа, осуществляющего в отношении учреждения функции и полномочия учредителя (далее - учредитель), по долгам автономного учреждения, за исключением обязательств автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, действующим законодательством не предусмотрена (п. 6 ст. 123.22 ГК РФ).
И наконец, при проведении контрольных мероприятий в автономных учреждениях прежде всего проверяется:
- соблюдение условий предоставления субсидий;
- выполнение государственного (муниципального) задания в установленные сроки, в полном объеме и с должным качеством;
- полнота и достоверность отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
Соответственно, автономные учреждения самостоятельно принимают решения о направлении денежных средств на осуществление тех или иных расходов, учитывая ограничения по расходованию денежных средств, которые предусматриваются для отдельных видов деятельности (финансового обеспечения).
Кроме того, при достижении автономным учреждением показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы), не использованные в текущем финансовом году остатки средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых создано автономное учреждение (ч. 3.15 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).
Документом, определяющим направления использования автономным учреждением субсидии на выполнение муниципального задания, является план финансово-хозяйственной деятельности муниципального учреждения (План ФХД), составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении автономного учреждения, в соответствии с требованиями, установленными приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н (далее - Требования N 81н).
Учреждения самостоятельно определяют направления расходования средств субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий в соответствии с Планами ФХД. Иными словами, средства субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания вовсе не обязательно должны расходоваться в строгом соответствии c теми направлениями (видами расходов) и нормами расходов, которые учитывались при расчете общего годового размера такой субсидии (смотрите, в частности, п. 12 Требований N 81н, Раздел 6 Рекомендаций Минфина России от 22.10.2013, письмо Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/293). Главное, чтобы государственное (муниципальное) задание выполнялось в установленные сроки, в полном объеме и с должным качеством.
Отметим, что перечень вопросов, относящихся к компетенции учредителя автономного учреждения, остается открытым (ст. 9 Закона N 174-ФЗ).
В то же время в соответствии с положениями ч. 2 ст. 13 Закона N 174-ФЗ утверждение Плана ФХД автономного учреждения относится к компетенции его руководителя. Аналогичные положения предусмотрено в п. 21 Требований N 81н, согласно которому План ФХД, в том числе с учетом изменений, утверждается руководителем автономного учреждения на основании заключения наблюдательного совета автономного учреждения*(1). При этом учредитель вправе установить особенности составления и утверждения Плана для отдельных учреждений (п. 2 Требований N 81н).
2. Любое решение об отнесении материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) является субъективным - оно основывается на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, в котором будет осуществляться использование (эксплуатация) имущества, и должно содержать заключение о выполнении в отношении соответствующих объектов имущества условий учета в качестве отдельных основных средств или о включении их в состав материальных запасов.
Именно поэтому специалисты финансового ведомства указывают: такие решения относятся к компетенции сотрудников госучреждения, которые обладают полной и достоверной информацией, необходимой для их принятия (смотрите, в частности, письма Минфина России от 11.11.2013 N 02-06-010/48099, от 27.02.2012 N 02-07-10/534).
Согласно Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, расходы на приобретение объектов, относящихся к основным средствам, осуществляются за счет статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ, а расходы на приобретение объектов, относящихся к материальным запасам - за счет статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.
Нарушение порядка применения бюджетной классификации может квалифицироваться в качестве нарушения при проведении контрольных мероприятий (смотрите, в частности, п. 1.2.6 Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), одобренного Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ (одобрен Коллегией Счетной палаты РФ 18.12.2014)). Однако само по себе нарушение автономным учреждением порядка применения бюджетной классификации РФ (отнесение расходов на те или иные статьи (подстатьи) КОСГУ) при оплате расходов за счет средств субсидии, являющейся финансовым обеспечением выполнения государственного (муниципального) задания, не может рассматриваться в качестве нецелевого использования средств субсидии.
Так, к автономным учреждениям может применяться ответственность, предусмотренная КоАП РФ за нарушение условий предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 24.04.2015 N 02-10-09/23856).
В силу норм ст. 6 БК РФ автономные учреждения не относятся к получателям бюджетных средств. В то же время превышение произведенных учреждением расходов над соответствующими плановыми назначениями в ходе контрольных мероприятий может быть квалифицировано в качестве нарушения требований действующих нормативных правовых актов (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 08.11.2012 N 02-11-08/4694).
Напомним, что согласно п. 19 Требований N 81н все изменения в План ФХД вносятся путем составления нового Плана ФХД, показатели которого не должны вступать в противоречие в части кассовых операций по выплатам, осуществленным до внесения изменений в План ФХД.
Соответственно, если расходы на приобретение объектов, относящихся к основным средствам, на момент осуществления кассовых выплат с применением статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ не были предусмотрены Планом ФХД, то операции по уточнению кодов КОСГУ, по которым операции были отражены на лицевом счете автономного учреждения, могут быть отражены в порядке, предусмотренном финансовым органом по месту открытия соответствующих лицевых счетов, только после внесения в План ФХД соответствующих изменений.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного (автономного) учреждения;
- Энциклопедия решений. Внесение изменений в План ФХД бюджетного (автономного) учреждения;
- Энциклопедия решений. Утверждение Плана ФХД бюджетного (автономного) учреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

20 ноября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Обращаем внимание, что начиная с 2016 года даже план государственного (муниципального) бюджетного учреждения (План с учетом изменений) утверждается руководителем государственного (муниципального) бюджетного учреждения, если иное не установлено органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (пп. "м" п. 1 приказа Минфина России от 24.09.2015 N 140н).

Все консультации данной рубрики