Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

07.12.2015
ВОПРОС:
Каков порядок передачи имущества (основных средств и товарно-материальных ценностей), выявленного в ходе инвентаризации в качестве излишков, в подотчет материально-ответственному лицу?
Является ли подписанная материально ответственным лицом опись излишков, выявленных в ходе инвентаризации, или инвентаризационная опись, документом, подтверждающим факт принятия имущества в подотчет?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Законодательство не устанавливает специальных правил передачи материально ответственному лицу выявленных при инвентаризации излишков имущества, поэтому работодатель в данном случае руководствуется общими правилами, применяемыми им при вверении ценностей работникам. Указанная в вопросе инвентаризационная опись, содержащая все необходимые подписи, может подтверждать факт принятия перечисленного в ней имущества на ответственное хранение.

Обоснование вывода:
Трудовым кодексом РФ порядок непосредственной приемки-передачи имущества и других ценностей материально ответственному лицу, с которым работодатель заключил договор о полной материальной ответственности, не регламентирован.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) активы и обязательства подлежат инвентаризации. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.
Общий порядок проведения инвентаризации установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Указания).
В соответствии с п. 5.1 Указаний выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке: имущество, оказавшееся в излишке, подлежит оприходованию по рыночной стоимости и одновременно зачислению на финансовые результаты с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц (смотрите также пп. "а" п. 29 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, п. 36 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н).
При этом специальных детальных правил передачи выявленных при инвентаризации излишков имущества материально ответственному лицу законодательство не устанавливает. В связи с этим полагаем, что она должна осуществляться в принятом работодателем порядке вверения ценностей*(1).
В соответствии с частью 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. На основании первичных документов ведется бухгалтерский учет. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания (часть 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются - лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (часть 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
В соответствии с п. 2.6 Указаний выявленное в результате инвентаризации имущество отражается в описях. Пункт 2.10 Указаний устанавливает, что инвентаризационные описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества. Поскольку иных документов, подтверждающих принятие материально ответственным лицом имущества (его излишков), Указания не содержат, считаем: инвентаризационная опись может использоваться в таких целях.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

16 ноября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) При передаче материально ответственному лицу материальных ценностей, на наш взгляд, можно также применять положения Указаний о порядке применения в государственной торговле законодательства, регулирующего материальную ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, утвержденных приказом Минторга СССР от 19.08.1982 N 169. Этот нормативный акт не отменен и действует в части, не противоречащей российскому законодательству.

Все консультации данной рубрики