Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
07.12.2015
- До окончания срока действия контракта подрядчик не сможет выполнить весь объем работ по контракту по объективным причинам (метеорологические условия препятствуют выполнению работ на автомобильных дорогах).
Можно ли расторгнуть контракт по соглашению сторон (предполагается заключение такого соглашения 31 декабря, в последний день срока действия контракта) с оплатой подрядчику по цене контракта пропорционально фактически выполненному объему работ?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Стороны вправе заключить соглашение о расторжении контракта. Фактически выполненные подрядчиком надлежащим образом работы должны быть оплачены.
Обоснование вывода:
В первую очередь отметим, что положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) ограничивают возможность изменения условий контракта, заключенного в соответствии с этим Законом, случаями, предусмотренными ст.ст. 34 и 95 того же Закона (ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Так, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - контрактом, по предложению заказчика на основании соглашения сторон может быть уменьшен предусмотренный контрактом объем выполняемой работы не более чем на 10%, при этом стороны обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы работы (пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Если объем работ по контракту, который будет фактически выполнен подрядчиком, по тем или иным причинам уменьшается более чем на 10% по сравнению с объемом работ, предусмотренным контрактом, заключить соглашение об уменьшении объема работ стороны не могут. В этом случае выходом из ситуации может быть расторжение контракта.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Эта норма соотносится с правилом п. 1 ст. 450 ГК РФ, согласно которому изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. Отметим, что, поскольку законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в частности, на положениях ГК РФ, а контракт (в том числе на выполнение подрядных работ) представляет собой гражданско-правовой договор (п. 3 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ), к отношениям по контракту применяются положения гражданского законодательства с учетом требований Закона N 44-ФЗ.
Ни ГК РФ, ни Закон N 44-ФЗ не ограничивают право сторон в любое время заключить соглашение о расторжении договора подряда (контракта на выполнение работ). Поэтому для расторжения контракта по соглашению сторон каких-либо специальных оснований не требуется, достаточно обоюдного согласия сторон на его расторжение.
По общему правилу при расторжении договора по соглашению сторон обязательства сторон прекращаются с момента заключения соответствующего соглашения (п.п. 2, 3 ст. 453 ГК РФ). Пунктом 4 ст. 453 ГК РФ предусмотрено, что стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон. В случае, когда до расторжения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила свое обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, к отношениям сторон применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (глава 60 ГК РФ), если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из существа обязательства.
По смыслу этих норм, а также соответствующих положений ГК РФ, которые применимы к рассматриваемым отношениям в силу ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ, при расторжении контракта на выполнение работ оплата подрядчику должна быть произведена исходя из цены контракта пропорционально фактически выполненному объему работ.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации стороны вправе заключить соглашение о расторжении контракта, оформив приемку заказчиком фактически выполненного подрядчиком до расторжения контракта объема работы (ч.ч. 1, 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). При этом подрядчик сохраняет право на оплату выполненных работ исходя из цены контракта (если работы выполнены надлежащим образом).
Аналогичные разъяснения были даны в письме Минэкономразвития России от 11.12.2014 N Д28и-2815, в котором указано, что в случае невозможности выполнения работ по контракту в полном объеме стороны вправе расторгнуть его по соглашению сторон на выполненном объеме, при этом обязательства сторон по такому контракту прекращаются. Специалисты того же ведомства в ряде писем указывали, что, если контракт невозможно выполнить в установленные сроки, он может быть расторгнут по соглашению сторон, после чего заказчик вправе осуществить новую закупку (письма Минэкономразвития России от 10.02.2015 N Д28и-175, от 29.01.2015 N Д28и-186, от 18.12.2014 N Д28И-2834).
Разумеется, если подрядчик не согласится на расторжение контракта в ситуации, когда выполнение работ в полном объеме до окончания срока действия контракта оказалось невозможным ввиду чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, он, как мы полагаем, не лишен будет права выполнить работы по прекращении действия этих обстоятельств и потребовать их приемки и оплаты заказчиком, за исключением случая, когда контрактом предусмотрено, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по контракту (п. 3 ст. 401, п. 3 ст. 425 ГК РФ).
В заключение отметим, что, хотя расторжение контракта в рассматриваемом случае само по себе не противоречит требованиям законодательства, обоснованность непредъявления подрядчику претензий в связи с выполнением работ по контракту не в полном объеме, соответствие закупки работ принципу ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 12 Закона N 44-ФЗ) могут оцениваться исходя из конкретных обстоятельств.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
18 ноября 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним