Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
09.12.2015
- С начала 2015 года государственное казенное учреждение осуществляет закупки в соответствии с утвержденным планом-графиком, руководствуясь исключительно положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Также учреждение осуществляет закупки у единственного поставщика по п. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в рамках 2 млн. руб. В середине года казенное учреждение стало бюджетным. По факту бюджетное учреждение является правопреемником казенного, что отражено в уставе.
Нужно ли утверждать новый план-график для бюджетного учреждения, или же до конца 2015 года можно действовать по-старому, лишь изменив наименование и реквизиты учреждения в соответствии с новыми документами? Обнуляются ли закупки до 2 млн. руб. в течение года? Или же уже совершенные закупки у единственного поставщика в рамках казенного учреждения также входят в эти 2 млн. руб. на год, а уже с нового года нужно утверждать новый план и следует заново считать закупки до 2 млн. руб. с начала года?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Изменение типа учреждения с казенного на бюджетное не требует формирования нового плана-графика и не влияет на размер годового объема закупок, осуществляемых на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Указанный объем должен определяться с учетом закупок, осуществленных заказчиком до изменения типа учреждения.
Обоснование позиции:
1. Изменение типа государственного учреждения с казенного на бюджетное не является его реорганизацией (п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"). Изменение типа учреждения не приводит к прекращению или изменению прав и обязанностей, ранее возникших у него из гражданско-правовых договоров (контрактов). Следовательно, обязательства и после изменения типа учреждения должны исполняться им надлежащим образом, в соответствии с условиями соответствующих договоров (ст. 309 ГК РФ), заключенных в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 112 Закона N 44-ФЗ заказчики размещают планы-графики размещения заказов на 2014-2016 годы в единой информационной системе (а до ее ввода в эксплуатацию - на официальном сайте РФ) по правилам, действовавшим до дня вступления в силу данного закона (смотрите Порядок, утвержденный приказом Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 27.12.2011 N 761/20н (далее - Порядок)), с учетом Особенностей (далее - Особенности), утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 31.03.2015 N 182/7н (далее - Приказ N 182/7н).
В соответствии с п. 2 Порядка план-график содержит перечень товаров, работ, услуг на один календарный год. Год, на который формируется план-график, отражается в наименовании плана-графика (пп. 1 п. 5 Особенностей). В плане-графике отражаются сведения обо всех закупках, которые заказчик планирует осуществить в пределах календарного года (п. "г" пп. 2 п. 5 Особенностей).
Какие-либо специальные требования, которые должны соблюдаться при заполнении плана-графика исключительно казенными учреждениями либо исключительно бюджетными учреждениями, нормативные акты не предусматривают. Отличия в заполнении планов-графиков указанными типами учреждений по существу сводятся именно к реквизитам заказчика. Ни Законом N 44-ФЗ, ни какими-либо иными нормативными актами не предусмотрена обязанность оформления нового плана-графика в случае смены типа учреждения-заказчика. Более того, очевидно, что момент изменения типа учреждения может прийтись на период проведения какой-либо из процедур определения контрагента. Кроме того, необходимость удовлетворения текущих потребностей заказчика может затруднить или исключить соблюдение предусмотренных указанными выше нормативными актами сроков отражения в плане-графике и на официальном сайте информации о планируемых закупках. Это лишний раз подтверждает, что формировать новый план-график в приведенной ситуации не требуется. Поэтому после изменения типа казенного учреждения на бюджетное (и наоборот) оно должно осуществлять закупки на основании плана-графика, сформированного и размещенного на официальном сайте до изменения типа учреждения. Разумеется, в целях отражения актуальной информации о заказчике, в том числе о его наименовании, в план график следует внести соответствующие изменения.
2. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчики вправе осуществлять у единственного контрагента закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
Под годовым объемом закупок в п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ понимается общая стоимость отдельных закупок товаров, работ и услуг, осуществленных в течение года на основании этой нормы. При этом под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом N 44-ФЗ порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с Законом N 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта (п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). При этом согласно ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта, в том числе приемку поставленного товара, результатов работы, услуги, а также их оплату заказчиком. Следовательно, до оплаты исполненного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по контракту соответствующая закупка не может считаться осуществленной, а заключение контракта само по себе не свидетельствует об осуществлении закупки. Это, в свою очередь, означает, что годовой объем, предусмотренный п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, должен определяться не исходя из отраженной в плане-графике или в самом контракте цены, а исходя из сумм, фактически уплачиваемых заказчиком в соответствующем году.
Как уже отмечено выше, изменение типа учреждения не приводит к возникновению юридического лица. Не влияет изменение типа учреждения и на объем прав и обязанностей, имеющихся у него как у заказчика по Закону N 44-ФЗ. В частности, те закупки, осуществление которых не завершено на момент изменения типа учреждения, продолжают осуществляться после изменения типа учреждения без каких-либо особенностей. Разумеется, одним из побочных эффектов изменения типа учреждения с казенного на бюджетное может явиться корректировка объема финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в течение оставшегося периода финансового года (в связи с несовпадением размера отозванных лимитов бюджетных обязательств и предоставленной суммы субсидии на выполнение государственного задания) и, как следствие, - корректировка размера совокупного объема закупок (СГОЗ). Поскольку предельный годовой объем закупок, которые могут осуществляться по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, зависит в том числе и от СГОЗ, существенное уменьшение последнего может при определенных обстоятельствах повлечь превышение заказчиком лимита, предусмотренного указанной нормой. Однако само по себе это обстоятельство лишь указывает на один из моментов, который необходимо учитывать при изменении типа учреждения, но не означает, что суммы, оплаченные казенным учреждением (то есть до изменения типа) в текущем году по контрактам, заключенным на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, не должны учитываться при определении предусмотренного этой нормой лимита в отношении контрактов, которые будут оплачиваться уже после изменения типа учреждения на бюджетное. Иными словами, в приведенной ситуации изменение типа учреждения не влияет на размер годового объема закупок, осуществляемых на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Указанный объем должен определяться с учетом закупок, осуществленных заказчиком в текущем году до изменения типа учреждения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
19 ноября 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним