Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

09.12.2015
ВОПРОС:
Бюджетное учреждение субъекта РФ имеет филиалы, находящиеся вне места нахождения учреждения (в разных районах субъекта РФ). Филиалы не имеют ни самостоятельного баланса, ни лицевых счетов. Субсидия на выполнение государственного задания выделяется единой суммой на головное учреждение (с учетом расходов филиалов). Бухгалтерский учет всего учреждения, включая филиал, ведется головной организацией, при этом в бухгалтерской программе данные по каждому филиалу разделены по определенному признаку. Отчетность в разрезе филиалов учреждением не формируется.
Должен ли применяться счет 304 04 "Внутриведомственные расчеты" головным учреждением при отражении в бухгалтерском учете передачи филиалам, не имеющим самостоятельного баланса, материальных ценностей? Необходимо ли в таком случае оформлять Извещения (форма 0504805)?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет в организациях государственного сектора, не установлены требования о применении счета 304 04 "Внутриведомственные расчеты" и об оформлении Извещения (форма 0504805) при осуществлении операций по приему-передаче объектов нефинансовых активов между головным учреждением и (или) его структурными подразделениями при отсутствии у последних полномочий ведения бухгалтерского учета.

Обоснование вывода:
1. В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) ведение бухгалтерского учета, формирование документированной систематизированной информации об объектах учета и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.
Правила документооборота, технология обработки учетной информации, виды аналитического учета определяются руководителем экономического субъекта самостоятельно.
В соответствии с положениями ст. 55 ГК РФ обособленные структурные подразделения юридического лица наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
Решение о наделении структурного подразделения полномочиями по ведению бухгалтерского учета относится к компетенции руководителя субъекта учета - в рамках формирования учетной политики он вправе передать ведение бухгалтерского учета, оформление первичных учетных документов обособленному структурному подразделению, предусмотрев обязанность по ведению учета положением о структурном подразделении. При этом необходимость принятия такого решения может быть обусловлена как территориальной удаленностью структурного подразделения, так и спецификой деятельности экономического субъекта (смотрите, в частности, письмо Минфина РФ от 13.09.2012 N 02-06-10/3684).
Положениями ч. 6 ст. 13 Закона N 402-ФЗ предусмотрено включение в бухгалтерскую (финансовую) отчетность экономического субъекта показателей деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения. Вместе с тем из положений ст. 2 Закона N 402-ФЗ следует, что филиалы и иные подразделения российского юридического лица экономическими субъектами не являются (смотрите также письмо Минфина России от 18.04.2014 N 02-01-11/18098).
2. Изменениями, внесенными в Инструкцию, утвержденную приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), приказом Минфина России от 06.08.2015 N 124н расширено применение счета 304 04 "Внутриведомственные расчеты". Так, согласно действующей в настоящее время редакции п. 276 Инструкции N 157н в бухгалтерском учете госучреждений с использованием счета 304 04 подлежат отражению в том числе и расчеты по поступлению и выбытию нефинансовых, финансовых активов и обязательств между головным учреждением и его обособленными структурными подразделениями (филиалами), а также между обособленными структурными подразделениями (филиалами) учреждения.
В настоящее время для бюджетных учреждений положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н), прямо предусмотрено требование о применении счета 304 04 "Внутриведомственные расчеты" при приеме-передаче объектов учета именно при расчетах между головным учреждением и (или) структурными подразделениями, наделенными полномочиями ведения бухгалтерского учета (смотрите абзац 8 п. 9 Инструкции N 174н)*(1).
Основанием для принятия к учету расчетов по передаче (получению) нефинансовых и финансовых активов между головным учреждением и обособленными подразделениями (филиалами), наделенными полномочиями ведения бухгалтерского учета, является Извещение (форма 0504805) (п. 142 Инструкции N 174н), оформление которого в установленном порядке позволяет головной организации контролировать соблюдение обособленным подразделением сроков и порядка оприходования полученных материальных ценностей (в том числе корректность применяемых структурным подразделением корреспонденций счетов).
Отметим, что, в отличие от положений приказа Минфина от 15.12.2010 N 173н, содержащих прямое указание на применение Извещения (форма 0504805) для оформления расчетов по приему-передаче объектов учета между головным учреждением и (или) его структурными подразделениями, наделенными полномочиями ведения бухгалтерского учета, Методические указания по применению и заполнению форм первичных документов, утвержденные приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее - Приказ N 52н), содержат более общую формулировку, а именно Извещение (форма 0504805) используется при оформлении расчетов, возникающих по операциям приемки-передачи имущества, активов и обязательств между субъектами учета.
В свою очередь, структурные подразделения (филиалы, обособленные подразделения) государственных (муниципальных) учреждений в перечне субъектов учета, определенном абзацем 2 Раздела "Общие положения" Методических указаний, не поименованы. Соответственно, обязательное требование об оформлении Извещения (форма 0504805) при передаче объектов учета от головного учреждения структурному подразделению Приказом N 52н не установлено.
Кроме того, положениями Раздела 3 Методических рекомендаций прямо предусмотрено, что к бухгалтерскому учету с отражением соответствующих бухгалтерских записей в регистрах бухгалтерского учета принимается заполненное в части реквизитов обеих сторон, участвующих в расчетах, Извещение (форма 0504805). При этом Извещение (форма 0504805), оформленное отправителем в 2-х экземплярах, направляется стороне-получателю одновременно с приложенными к нему документами, подтверждающими факт приемки-передачи объектов учета.
При отсутствии у структурного подразделения полномочий ведения бухгалтерского учета оно не может рассматриваться в качестве субъекта учета и отчетности и, соответственно, не является стороной расчетов - передача объектов нефинансовых активов от головного учреждения такому структурному подразделению не изменяет показателей наличия нефинансовых активов на балансе учреждения. В рассматриваемой ситуации при оформлении Извещения (форма 0504805) учреждение является одновременно и стороной-отправителем и стороной-получателем. По сути, указанные операции являются внутренним перемещением объектов нефинансовых активов между материально ответственными лицами в учреждении и в соответствии с положениями Приказа N 52н оформляются Накладной на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (форма 0504102).
Решение об оформлении Извещения (форма 0504805) при передаче объектов нефинансовых активов не освобождает учреждение от оформления документов, подтверждающих факт приемки-передачи объектов нефинансовых активов (в частности Накладной на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (форма 0504102)), увеличивая при этом трудозатраты. Наиболее оправданной, на наш взгляд, была бы организация аналитического учета передаваемых им объектов нефинансовых активов*(2). Кроме того, ведение учета на дополнительных аналитических счетах позволит оптимизировать учетные процедуры и уменьшить трудозатраты, связанные с организацией такого учета.
Таким образом, нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет в организациях государственного сектора, не установлены требования о применении счета 304 04 "Внутриведомственные расчеты", а также об оформлении Извещения (форма 0504805) при осуществлении операций по приему-передаче объектов нефинансовых активов между головным учреждением и (или) его структурными подразделениями при отсутствии у последних полномочий ведения бухгалтерского учета.
Нецелесообразность отражения на счете 304 04 операций по передаче объектов учета между структурными подразделениями, не являющимися субъектами бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, подтверждается положениями п. 23 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н, согласно которому показатели счета 304 04 в части внутренних расчетов при формировании учреждением бухгалтерской отчетности исключаются.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

16 ноября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Обращаем внимание, что в соответствии с абзацем 8 п. 9 Инструкции N 174н далее по тексту инструкции под расчетами между головным учреждением, обособленными подразделениями (филиалами) следует понимать расчеты между бюджетным учреждением и созданными им обособленными структурными подразделениями (филиалами), наделенными полномочиями ведения бухгалтерского учета.
*(2) Подробнее смотрите материал "Энциклопедия решений. Рабочий план счетов госучреждения".

Все консультации данной рубрики