Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

10.12.2015
ВОПРОС:
Подлежат ли возврату в федеральный бюджет в 2015 году остатки целевых субсидий, предоставленных федеральному бюджетному учреждению в 2015 году для компенсации расходов, связанных с оплатой стоимости проезда к месту проведения отпуска лицам, работающим в районах Крайнего Севера?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Конкретные сроки возврата неиспользованных остатков субсидии на иные цели, предоставленной бюджетному учреждению в текущем финансовом году, могут быть предусмотрены соглашением о предоставлении указанной субсидии.
При отсутствии в соглашении (договоре), заключенным между федеральным бюджетным учреждением и Министерством, иных сроков возврата неиспользованных остатков целевой субсидии, предоставленной в текущем финансовом году для выплаты компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту проведения отпуска лицам, работающим в районах Крайнего Севера, неиспользованные остатки целевой субсидии, в отношении которых Министерством не принято решение о наличии потребности в направлении их на те же цели в очередном финансовом году, подлежат перечислению в федеральный бюджет в общеустановленном порядке - не позднее 1 июля 2016 г.

Обоснование вывода:
Положениями п. 1 ст. 78.1 БК РФ предусмотрено предоставление из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий бюджетным учреждениям на иные цели.
Согласно абзацу четвертому п. 1 ст. 78.1 БК РФ порядок определения объема и условия предоставления таких субсидий из различных бюджетов устанавливается соответственно:
- Правительством РФ;
- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;
- местной администрацией;
- органами, которым подобные полномочия переданы перечисленными выше органами власти (местного самоуправления).
В соответствии с п. 27 постановления Правительства РФ от 27.12.2014 N 1563 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" по общему правилу в 2015 году предоставление субсидий на иные цели федеральным бюджетным и автономным учреждениям осуществляется в порядке, установленном по согласованию с Минфином России федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителей в отношении данных учреждений.
Положениями п. 5 Правил предоставления из федерального бюджета субсидий на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим свою деятельность в области сельского хозяйства и прикладных научных исследований в сфере национальной экономики, в отношении которых Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет функции и полномочия учредителя, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства РФ (далее - Министерство) от 26.10.2015 N 493 (далее - Правила N 493)*(1), предусмотрено, что неиспользованные в текущем финансовом году остатки целевых субсидий, в отношении которых Министерством не принято решение о наличии потребности в направлении их на те же цели в очередном финансовом году, подлежат перечислению в федеральный бюджет в установленном порядке.
Проект Постановления Правительства РФ "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" (подготовлен Минфином России 03.11.2015) содержит положения о том, что в соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год" федеральные бюджетные учреждения обеспечивают возврат в федеральный бюджет средств в объеме остатков субсидий, предоставленных им в 2015 году, в частности в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ, в отношении которых наличие потребности в направлении их на те же цели в 2016 году не подтверждено в установленном порядке, не позднее 1 июля 2016 г.
Данные положения согласуются с требованиями, предусмотренными приказом Минфина России от 28.07.2010 N 82н "О взыскании в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ государственным (муниципальным) учреждениям" (далее - Приказ N 82н).
На основании Приказа N 82н до 1 июля следующего финансового года остатки средств целевых субсидий, не использованные учреждением на начало года, учитываются на лицевых счетах бюджетных учреждений без права расходования и могут быть возвращены в федеральный бюджет бюджетным учреждением в добровольном порядке до 1 июля. После 1 июля они подлежат взысканию.
Механизм взыскания установлен положениями п. 3 Порядка взыскания неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из федерального бюджета федеральным бюджетным учреждениям (Приложение 2 к Приказу N 82н). Так, учреждение не позднее 1 июля текущего года должно представить в территориальный орган Федерального казначейства (далее - ТОФК) Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению на соответствующий год (форма 0501016) (далее - Сведения (форма 0501016)), утвержденные органом, осуществляющим функции учредителя. Сумма разрешенного к использованию остатка субсидий прошлых лет указывается в графе 6 Сведений (форма 0501016).
При отсутствии в Сведениях (форма 0501016) соответствующих показателей либо при непредставлении Сведений (форма 0501016) в ТОФК по месту открытия бюджетному учреждению лицевых счетов, неиспользованные остатки целевых субсидий прошлых лет отражаются на лицевом счете учреждения в качестве средств без права расходования и перечисляются в бюджет в установленные сроки.
Конкретные условия предоставления целевых субсидий, как правило, устанавливаются в соответствующих договорах (соглашениях), заключаемых между учредителями и получателями субсидий. В таких документах, в частности, может содержаться информация:
- о целевом назначении, порядке, размере и сроках предоставления субсидий на иные цели;
- порядке и сроках возврата неиспользованных или использованных не по назначению сумм;
- порядке и сроках предоставления соответствующей отчетности, проведения учредителем проверочных мероприятий.
Соответственно, условия о возврате в федеральный бюджет в 2015 году остатков целевых субсидий, предоставленных федеральному бюджетному учреждению в текущем финансовом году (2015 году), могут содержаться в соответствующем договоре (соглашении).
Полагаем, что при отсутствии в соглашении (договоре), заключенном между федеральным бюджетным учреждением и Министерством, иных сроков возврата неиспользованных остатков целевой субсидии, предоставленной в текущем финансовом году для выплаты компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту проведения отпуска лицам, работающим в районах Крайнего Севера, неиспользованные в текущем финансовом году остатки целевой субсидии, в отношении которых Министерством не принято решение о наличии потребности в направлении их на те же цели в очередном финансовом году, подлежат перечислению в федеральный бюджет в общеустановленном порядке (не позднее 1 июля 2016 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

19 ноября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 12 ноября 2015 г. Поэтому фактически указанный приказ вступает в силу 23 ноября 2015 г.

Все консультации данной рубрики