Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

11.12.2015
ВОПРОС:
В соответствии с Указанием ЦБ РФ N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" у организаций появилась возможность вести электронный документооборот по кассовым операциям (в таком случае бумажные экземпляры кассовых документов оформлять не нужно). При этом электронные документы надо заверять квалифицированной электронной подписью.
Возможно ли применение в документообороте кассовых документов, частично подписанных электронными подписями руководства (подпись руководителя и главного бухгалтера или лица, уполномоченного на подписание документов за руководителя и главного бухгалтера) и частично подписанных собственноручно?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Способ заполнения кассовых документов, при котором часть подписей - электронные, а часть - собственноручные, проставленные на распечатанной бумажной копии электронного документа, не противоречит законодательству.

Обоснование позиции:
По мнению Минфина России (письма от 04.08.2015 N 03-03-06/44905 и от 20.08.2015 N 03-03-06/2/48232), поскольку документы, оформленные в электронном виде, подписываются электронными подписями в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", это подразумевает наличие электронной подписи для всех участников электронного взаимодействия - участников составления документа. В то же время в письме Банка России от 11.08.2014 N 29-1-1-ОЭ/3002 указано, что под оформлением кассовых документов понимается заполнение необходимых реквизитов (полей), предусмотренных формами указанных документов. Если рабочее место бухгалтера территориально удалено от кассы, кассовые документы могут оформляться бухгалтером в электронном виде с использованием электронной подписи и передаваться кассиру для распечатки указанного документа на бумажный носитель и проставления кассиром подписи и оттиска печати (штампа).
Отметим, что определение порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации отнесено к ведению именно Банка России (абзац пятый ст. 34 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)").
Следовательно, такой способ заполнения кассовых документов, когда часть подписей - электронные, а часть - собственноручные, проставленные на распечатанной бумажной копии, не противоречит 3ательству.

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Применение электронной подписи в целях бухгалтерского учета и налогообложения;
- Энциклопедия решений. Кассовые и иные документы, оформляемые при ведении кассовых операций;
- Энциклопедия решений. Правила ведения первичной учетной документации для целей бухгалтерского учета.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

26 ноября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики