Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

11.12.2015
ВОПРОС:
Как правильно рассчитывать сроки размещения извещения об электронном аукционе в соответствии с частью 3 ст. 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"?
Например, извещение размещено 02.11.2015 в 11.28, окончание подачи заявок - 17.11.2015 в 12.00. Правильно ли это?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Установленный заказчиком срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не соответствует закону - он составляет 14 календарных дней, что менее минимального значения этого срока, которое предусмотрено законом.

Обоснование вывода:
Статьей 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) установлены сроки размещения в единой информационной системе (а до ввода ее в эксплуатацию - на официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) - ч. 2 ст. 112 того же Закона) извещения о проведении заказчиком электронного аукциона. Согласно ч. 2 ст. 63 Закона N 44-ФЗ в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) (далее - НМЦК) не превышает 3 миллиона рублей, заказчик размещает извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Если НМЦК превышает эту величину, извещение размещается не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок (ч. 3 той же статьи).
Прежде всего отметим, что нормы этой статьи (как в большинстве случаев и другие положения Закона N 44-ФЗ) не указывают, исчисляются ли предусмотренные ими сроки в календарных или в рабочих днях. Однако, поскольку в отдельных случаях нормы Закона N 44-ФЗ содержат специальное указание на то, что тот или иной срок исчисляется именно в рабочих днях (например, ч. 11 ст. 31, ч. 1 ст. 36, ч.ч. 4-6 ст. 37, ч. 6 ст. 44 этого закона), можно прийти к выводу, что в случаях, когда такое указание отсутствует, срок должен исчисляться в календарных днях. Это мнение подтверждается и правоприменительной практикой (смотрите, например, решение Хабаровского краевого суда от 02.07.2015 по делу N 21-477/2015).
Закон N 44-ФЗ не предусматривает порядка исчисления установленных им сроков. Вместе с тем законодательство РФ о контрактной системе основывается на положениях в том числе ГК РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ). Поэтому к исчислению таких сроков применимы положения главы 11 ГК РФ.
Согласно ст. 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Статьей 191 ГК РФ предусмотрено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Применительно к ч. 3 ст. 63 Закона N 44-ФЗ это означает, что течение пятнадцатидневного срока началось на следующий день после даты размещения на официальном сайте извещения о проведении электронного аукциона. Следовательно, 17 ноября является последним (пятнадцатым) днем этого срока. Исходя из буквального прочтения формулировки ч. 3 ст. 63 Закона N 44-ФЗ дата окончания срока подачи заявок должна следовать после последнего дня упомянутого пятнадцатидневного срока (то есть приходиться на 16-й день). В данной же ситуации заказчик фактически установил срок подачи заявок равным не 15, а 14 календарным дням.
Следует также иметь в виду, что согласно п.п. 3, 7 ст. 2 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ "Об исчислении времени" (далее - Закон N 107-ФЗ) календарной датой является порядковый номер календарного дня, порядковый номер или наименование календарного месяца и порядковый номер календарного года, а календарным днем - период времени продолжительностью двадцать четыре часа. За начало календарного дня принимается момент времени, соответствующий 00 часам 00 минутам 00 секундам. За окончание календарного дня принимается момент времени, соответствующий 24 часам 00 минутам 00 секундам (ч. 3 ст. 4 Закона N 107-ФЗ).
Если принять, что датой окончания подачи заявок является 17.11.2015, то с учетом приведенных правил пятнадцатидневный срок окончился 16.11.2015 в 24 часа 00 минут. Следовательно, начаться он должен был 02.11.2015 в 00 часов 00 минут. А это означает, что извещение о проведении электронного аукциона должно было быть размещено на официальном сайте до начала этого срока, то есть не позднее 01.11.2015.
Иными словами, между датой размещения заказчиком извещения о проведении электронного аукциона, НМЦК по которому превышает 3 миллиона рублей, и датой окончания срока подачи заявок на участие в этом аукционе должно пройти не менее 15 календарных дней. Время размещения этого извещения и время окончания срока подачи заявок в течение календарного дня в этой ситуации значения не имеют (смотрите также тему 4 Обзора практики проведения внеплановых проверок действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июль 2015), письмо Минэкономразвития России от 17.12.2014 N Д28И-2837, п. 7 решения ФАС России от 20.05.2015 N К-606/15, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 N 17АП-3255/15, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 N 13АП-27761/14, решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 24.12.2014 по делу N 7р-272).
Таким образом, в настоящей ситуации срок подачи заявок на участие в электронном аукционе определен с нарушением требования ч. 3 ст. 63 Закона N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

25 ноября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики