Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

14.12.2015
ВОПРОС:
Бюджетное учреждение является получателем субсидии из федерального бюджета на выполнение государственного задания. Учреждение сдает в аренду часть помещений в здании. В настоящее время проходит процедура согласования с собственником, но разрешение учредителя на сдачу в аренду в 2016 году части помещений уже получено.
На какие цели может быть потрачен доход от аренды, если он остается в распоряжении учреждения? Исходя из каких нормативов учредителем может быть уменьшен размер субсидии на выполнение государственного задания при передаче недвижимого имущества в аренду? Есть ли взаимосвязь между суммой уменьшения субсидии и размером арендной платы?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением учредителем или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, при определении нормативных затрат, на основании которых определяется объем финансового обеспечения выполнения государственного задания, не учитываются затраты на содержание имущества, переданного в аренду.
Доходы, получаемые учреждением в виде арендной платы, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 296, п. 3 ст. 298 ГК РФ учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться, в частности, недвижимым имуществом, переданным ему на праве оперативного управления.
Передача части недвижимого имущества в аренду представляет собой один из способов распоряжения этим имуществом, поэтому для заключения договора аренды учреждению необходимо получить согласие собственника имущества.
Кроме того, передача бюджетным учреждением части недвижимого имущества в пользование может требовать согласования в качестве крупной сделки (п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ).
В отношении бюджетных учреждений действующее законодательство четко разграничивает виды имущества, содержание которых должно осуществляться за счет средств собственника, от имущества, бремя содержания которого ложится исключительно на учреждение. В частности, согласно п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ за счет предоставляемых публично-правовым образованием средств осуществляется содержание недвижимого имущества, относящегося к одной из двух групп:
- закрепленное за учреждением учредителем;
- приобретенное на средства, выделенные на его приобретение учредителем.
По общему правилу средства на содержание упоминаемых выше групп недвижимого имущества предоставляются учредителем в составе субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (абзац первый п. 1 ст. 78.1 БК РФ).
При этом согласно действующему законодательству факт временного или постоянного неиспользования недвижимого имущества при выполнении государственного (муниципального) задания не должен учитываться в целях:
- предоставления учредителем средств на его содержание*(1);
- осуществления учреждением расходов на содержание недвижимости при получении этих средств.
Единственное исключение - передача недвижимости в аренду (п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Из дословного прочтения абзаца третьего п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ следует, что указанная норма устанавливает именно запрет на осуществление учредителем финансового обеспечения содержания недвижимого имущества, переданного в аренду, а не наделяет учредителя правом на уменьшение объема финансового обеспечения выполнения государственного задания на суммы полученных учреждением доходов.
Пунктом 3 ст. 298 ГК РФ прямо определено, что доходы, полученные от приносящей доходы деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения. Следовательно, такими средствами бюджетное учреждение вправе распорядиться любым не запрещенным законом способом с учетом требований п. 14 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ.
Механизм исключения расходов на содержание недвижимого имущества, переданного бюджетным учреждением с согласия учредителя в аренду, из объема финансового обеспечения выполнения государственного задания, на федеральном уровне прямо предусмотрен положениями п. 30 "Методических рекомендаций...", утвержденных приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 N 137н/527*(2).
Так, в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением учредителем или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, при определении нормативных затрат, на основании которых определяется объем финансового обеспечения выполнения государственного задания, не учитываются именно затраты на содержание имущества, переданного в аренду*(3).
В случае, если решение о передаче имущества бюджетного учреждения в аренду принято в текущем финансовом году, такое решение является основанием уменьшения объема доведенной субсидии на государственное (муниципальное) задание, но только при условии внесения соответствующих изменений в государственное задание (Раздел 6 Рекомендаций Минфина России от 22.10.2013). В этих целях согласно разъяснениям специалистов финансового ведомства в государственном задании учредителем может быть предусмотрен раздел (пункт), в котором будет отражаться информация о сдаваемом в аренду особо ценном движимом имуществе и недвижимом имуществе, закрепленном за учреждением учредителем или приобретенном за счет средств, предоставленных учредителем на его приобретение. В этом случае изменение государственного задания не касается его объемных показателей, но позволит учредителю принять решение об уменьшении (увеличении) размера субсидии, являющейся финансовым обеспечением выполнения государственного задания в текущем году в целях соблюдения требований п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ.
Таким образом, уменьшение объема финансового обеспечения выполнения бюджетным учреждением государственного задания не ставится в зависимость от размера доходов, получаемых учреждением от сдачи в аренду недвижимого имущества.
В то же время на уровне отдельных публично-правовых образований порядок определения объема финансового обеспечения предполагает уменьшение размера субсидии на величину доходов, полученных учреждением от сдачи имущества в аренду*(4).
Наличие условия об уменьшении объема финансового обеспечения выполнения бюджетным учреждением государственного задания на сумму получаемых учреждением доходов, на наш взгляд, не в полной мере соответствует положениям абзаца первого п. 1 ст. 78.1 БК РФ. Более того, устанавливая подобное условие, учредителю следуют понимать, что подобные действия имеют признаки скрытого изъятия доходов, так как ограничивают право учреждения на самостоятельное распоряжение доходами от приносящей доход деятельности, установленное положениями абзаца второго п. 3 ст. 298 ГК РФ.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Передача в аренду имущества бюджетным учреждением;
- Энциклопедия решений. Содержание имущества, переданного бюджетным (автономным) учреждением в безвозмездное пользование или аренду.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

27 ноября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) В отдельных разъяснениях специалисты финансового ведомства полагают возможным не учитывать при определении размера финобеспечения расходы на содержание любого имущества, не используемого непосредственно при выполнении задания (письмо Минфина России от 27.01.2015 N 02-01-10/2613).
*(2) Аналогичная позиция содержится в п. 10.4 Комплексных рекомендаций органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, утвержденных письмом Минфина России от 16.05.2011 N 12-08-22/1959.
*(3) Смотрите, например:
- абзац третий п. 15 Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания в отношении государственных учреждений Оренбургской области, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 28.02.2011 N 123-п;
- п. 3.2 Методических указаний по осуществлению финансового контроля за выполнением автономными учреждениями государственных заданий и расходованием бюджетных средств в соответствии с целями государственного задания, согласованных решением заседания Правительственной комиссии Республики Башкортостан по вопросам эффективного и целевого использования средств бюджета Республики Башкортостан от 28.09.2010.
*(4) Смотрите, в частности:
- п. 4.5 Положения о формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.04.2014 N 327-П;
- п. 6.5 Положения о формировании и финансовом обеспечении выполнения муниципального задания, утвержденного постановлением Администрации муниципального образования г. Ноябрьск от 03.03.2014 N П-196.

Все консультации данной рубрики