Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

15.12.2015
ВОПРОС:
Между администрацией и ООО был заключен контракт на выполнение проектно-изыскательных работ. Приложением к контракту является "Задание", которое содержит технологическое описание предмета контракта.
ООО предлагает внести изменения в контракт, а именно в приложение "Задание", ссылаясь на то, что запроектировать то, что ранее было описано, не представляется возможным, а внесенные изменения повысят эффективность и экономичность строительства объекта. Из предмета исключается один из 5 объектов (очистных сооружений) и часть работ (экологическая экспертиза), одновременно увеличивается объем работ по оставшимся 4 объектам, цена контракта не меняется. Контракт заключен на 3 месяца.
Следует ли рассматривать предложение ООО об изменении контракта как изменение его предмета, что не допускается Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В приведенной ситуации основания для изменения условий контракта отсутствуют.

Обоснование позиции:
Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и ст. 95 того же Закона. Частью 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в ней случаях.
Понятие существенных условий контракта Законом N 44-ФЗ не определено. Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат (ст. 758 ГК РФ). Заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации (п. 1 ст. 759 ГК РФ).
Как видим, задание на проектирование прямо названо в законе в качестве обязательной составляющей договора на выполнение проектных и изыскательских работ. Более того, по смыслу приведенных норм, этот документ, по нашему мнению, фактически определяет содержание работ по договору, то есть его предмет*(1).
Таким образом, внесение изменений в задание на проектирование возможно только в установленных законом случаях.
Рассматриваемая ситуация не подпадает ни под один из случаев изменения существенных условий контракта, предусмотренных ч.ч. 1, 1.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ:
- уменьшение ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ) - к рассматриваемой ситуации не относится очевидным образом;
- увеличение или уменьшение по предложению заказчика предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги не более чем на 10%, если такая возможность была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - контрактом (пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ), поскольку в указанном порядке не может быть согласовано приобретение дополнительных, не предусмотренных контрактом работ (письмо Минэкономразвития России от 03.02.2015 N Д28и-246);
- изменение на основании п. 4 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ и п. 1 постановления Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186 условий муниципального контракта, заключенного на срок не менее 1 года на основании решения местной администрации, при условии, что исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно и цена контракта составляет не менее 500 млн. рублей, поскольку в рассматриваемой ситуации контракт заключен на 3 месяца;
- изменение в соответствии с ч. 1.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в 2015 году по соглашению сторон срока исполнения контракта, если исполнение контракта завершается в 2015 году, в порядке, предусмотренном соответствующими Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 N 198 (далее - Правила), которые предусматривают еще ряд условий, необходимых для изменения условий контракта, среди которых условие о том, что срок исполнения контракта должен составлять свыше 6 месяцев (п. 3 Правил).
Следует также отметить, что согласно ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 6 ст. 14 данного Закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускаются поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. Критерии, которые позволяли бы однозначно определять, являются ли характеристики работ улучшенными по сравнению с характеристиками, предусмотренными контрактом, Законом N 44-ФЗ не установлены. Поэтому в подобных ситуациях заказчику следует исходя из сравнения объективных показателей соответствующих работ самостоятельно принимать решение о согласовании предлагаемых исполнителем изменений (письмо Минфина России от 07.11.2014 N 02-02-08/56116*(2).
Однако, как следует из сказанного выше, изменение указанных характеристик результатов выполнения строительно-монтажных работ возможно исключительно в случае, если оно не влечет изменение предмета контракта. Безусловно, любое изменение наименования товара, работ, услуг можно расценить, как изменение контракта. Выход из данной коллизии можно найти, определив критерии заменяемости товаров, работ, услуг через требования ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, согласно которой документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям (максимальные и (или) минимальные значения), а также значения показателей, которые не могут изменяться (смотрите также письмо Минфина России от 07.11.2014 N 02-02-08/56115). Исключение же из задания на проектирование одного из объектов и одного из видов работ изменяет характеристики не самих выполняемых работ (то же проектирование), а характеристики их результата, точнее характеристики проектируемого объекта. Поэтому, по нашему мнению, такое изменение безусловно должно трактоваться как изменение предмета контракта, а не замена работ на лучшие.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации основания для изменения условий контракта отсутствуют.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

27 ноября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) По вопросу того, определяет ли задание на проектирование предмет договора на выполнение проектных и изыскательских работ, существуют и иные точки зрения, однако мы считаем соответствующей закону именно эту. В любом случае условие о включении в указанный договор задания на проектирование, его содержание, определяющее условия выполнения проектных работ по указанным основаниям, являются существенными.
*(2) Такого же мнения придерживались специалисты ФАС России, разъясняя ч. 6.7 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", которая, по сути, аналогична ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (смотрите, например, письмо ФАС России от 22.08.2011 N АК/32043, п. 3 Обзора разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, январь 2012)).
 

Все консультации данной рубрики