Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

16.12.2015
ВОПРОС:
В казенном учреждении бюджетной сметой запланированы представительские расходы для организации буфета при приеме официальных лиц и других мероприятий небольшого масштаба.
Могут ли в качестве представительских расходов рассматриваться расходы учреждения, связанные непосредственно с приобретением продуктов в целях организации буфетного обслуживания силами учреждения?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При отсутствии в нормативном правовом акте, устанавливающем нормы и порядок осуществления представительских расходов получателями бюджетных средств на уровне публично-правового образования, условия о том, что буфетное обслуживание лиц, принимающих участие в представительских (протокольных) мероприятиях, должно быть организовано с привлечением организаций, оказывающих услуги в сфере общественного питания, путем заключения соответствующих договоров (контрактов), расходы учреждения, связанные непосредственно с приобретением продуктов в целях организации буфетного обслуживания силами учреждения, также могут рассматриваться в качестве представительских расходов.

Обоснование позиции:
Вопрос отнесения тех или иных расходов к представительским расходам положениями законодательства РФ не урегулирован. По мнению специалистов финансового ведомства, порядок осуществления получателями бюджетных средств расходов, в том числе конкретный перечень средств направлений расходования, которые могут осуществляться при проведении представительских и иных протокольных мероприятий, могут быть установлены правовыми актами главных распорядителей бюджетных средств в рамках осуществления ими полномочий, установленных ст. 158 БК РФ (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 30.08.2013 N 02-03-09/35849).
Положения правовых актов, определяющих порядок ведения бухгалтерского (бюджетного) учета в организациях госсектора, не содержат определения понятию "представительские расходы".
В свою очередь, исходя из содержания п. 2 ст. 264 НК РФ, нормами которого руководствуются специалисты финансового ведомства в разъяснениях о порядке применения бюджетной классификации РФ при осуществлении представительских расходов (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 10.07.2015 N 02-05-10/39837), к представительским относятся расходы на проведение официального приема лиц, принимающих участие в представительских (протокольных) мероприятиях, в том числе со стороны принимающей стороны, включая завтрак, обед или иное аналогичное мероприятие, транспортное обеспечение доставки лиц к месту проведения представительского (протокольного) мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг не состоящих в штате переводчиков по обеспечению перевода во время проведения представительских (протокольных) мероприятий.
Отметим, что положениями действовавшего до 01.12.2009 постановления Правительства РФ от 21.03.1994 N 222 "О порядке расходования средств на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также финансируемыми за счет бюджетных средств организациями и учреждениями" были определены именно нормы расходов по конкретным направлениям. Указанным постановлением не были установлены требования к способу организации, в частности, буфетного обслуживания, а именно, заключаются ли в этих целях соответствующие договоры с организациями, оказывающими услуги в сфере общественного питания, либо организация буфетного обслуживания может быть организована силами учреждения путем приобретения необходимых продуктов питания.
Положения отдельных нормативных актов, устанавливающих состав представительских расходов и нормативы расходования средств бюджета публично-правового образования для их оплаты, прямо указывают на возможность приобретения продуктов для приема делегаций*(1).
Полагаем, что при отсутствии в нормативном правовом акте, устанавливающем нормы и порядок осуществления представительских расходов получателями бюджетных средств на уровне публично-правового образования, условия о том, что буфетное обслуживание лиц, принимающих участие в представительских (протокольных) мероприятиях, должно быть организовано исключительно с привлечением организаций, оказывающих услуги в сфере общественного питания, расходы учреждения, связанные непосредственно с приобретением продуктов в целях организации буфетного обслуживания, также могут рассматриваться в качестве представительских расходов.
При этом соблюдение порядка документального оформления расходов, связанных с приобретением продуктов питания, в случае принятия учреждением решения об организации буфетного обслуживания лиц, принимающих участие в представительских (протокольных) мероприятиях, без привлечения организаций, оказывающих услуги в сфере общественного питания, позволит учреждению минимизировать риски возникновения разногласий с уполномоченными органами в ходе проведения ими контрольных мероприятий*(2).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

24 ноября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, например:
- п. 1 Приложения 2 и п. 1 Приложения 3 к Порядку расходования средств областного бюджета Ленинградской области на мероприятия по приему и направлению делегаций на 2013 год, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 04.02.2013 N 16;
- в Пояснительной записке к исполнению бюджета муниципального района "Сысольский" за 9 месяцев 2008 года (постановление Руководителя администрации муниципального района "Сысольский" Республики Коми от 14.10.2008 N 10/396 "Об утверждении отчета об исполнении бюджета муниципального района "Сысольский" за 9 месяцев 2008 года") упоминается распоряжение N 171-р/1 от 07.08.2008 на приобретение продуктов питания для приема делегации.
*(2) Смотрите, в частности, решение Арбитражного суда Ярославской области от 18.04.2014 по делу N А82-10573/2012.

Все консультации данной рубрики