Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

17.12.2015
ВОПРОС:
Государственное казенное учреждение здравоохранения (детский санаторий с круглосуточным пребыванием детей в возрасте от 3 до 7 лет) при заключении контракта в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на поставку средств индивидуальной защиты, в частности "самоспасателей фильтрующих", установило следующие требования к объекту закупки в техническом задании: "Средства защиты необходимы для детей возраста от 3 до 7 лет, средства защиты должны быть саморегулируемыми". Поскольку таким требованиям соответствуют изделия только одного изготовителя, на учреждение обратились с жалобой о нарушении конкуренции.
Действительно ли подобное описание объекта закупки неправомерно?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Приведенное в вопросе описание объекта закупки закону не противоречит.

Обоснование вывода:
Прежде отметим, что правила описания объекта закупки изложены в ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Документация о закупке в соответствии с требованиями, изложенными в ч. 1 этой статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание товара, являющегося объектом закупки, не должны включаться такие требования к товару, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Из приведенных норм следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона N 44-ФЗ, при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. При этом заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Поскольку законодательство о контрактной системе в сфере закупок не описывает возможных характеристик поставляемых товаров, ответ на вопрос о том, является ли описание объекта закупки объективным и не содержит ли оно требований, необоснованно ограничивающих число участников закупки, в каждой ситуации имеет оценочный характер. Во многом он зависит от особенностей того или иного товара, условий его использования, потребностей заказчика в товаре с определенными характеристиками применительно к конкретной ситуации.
Так, на практике распространены случаи обжалования закупок лекарственных препаратов - товаров, имеющих сложную структуру описания, которой посвящен отдельный п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ. Этот особый (в том числе для целей Закона N 44-ФЗ) вид товара может иметь несколько наименований (международное непатентованное наименование, химическое, группировочное, торговое). Указание в описании объекта закупки - лекарственного средства с указанием не только соответствующего наименования, но также второстепенных веществ лекарственного препарата, характерных и уникальных только для лекарственного средства одного производителя, может быть признано противоречащим положениям Закона N 44-ФЗ (смотрите, например, письмо Министерства экономического развития РФ от 19.12.2014 N Д28и-2813).
Если основные технические характеристики-требования к объекту закупок изложены в соответствующих государственных стандартах (в рассматриваемом случае - ГОСТ Р 53261-2009 "Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний", смотрите также ГОСТ Р 22.9.23-2014, ГОСТ Р ЕН 404-2011), эти требования не исключают право заказчика в указанных пределах самостоятельно определять конкретные характеристики для предлагаемого к поставке товара с учетом конкретных потребностей потребителя. Такой вывод содержится в постановление АС Уральского округа от 14.04.2015 N Ф09-1427/15. Судом также признаны необоснованными доводы о том, что конкретные показатели продукции ограничивают конкуренцию в связи с тем, что относятся только к одному виду производимой на территории РФ продукции с одним изготовителем (производителем). Суд указал, что действующим законодательством на заказчика, осуществляющего деятельность в сфере социальной защиты населения, не возложена обязанность по детальному и профессиональному изучению рынка закупаемых товаров, полномочия по такому изучению товарных рынков возложены законодательством на антимонопольные органы. Кроме того, по мнению суда, определённые заказчиком конкретные характеристики товара, находящиеся в пределах, установленных ГОСТ Р, являются стандартными и, следовательно, их обоснование в документации об аукционе не требуется.
Более того, даже общее указание в техническом задании на производителя товара не противоречит ст. 33 Закона N 44-ФЗ в том случае, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки - такой вывод сделан в п. 17 письма Министерства экономического развития РФ от 30.09.2014 N Д28И-1889.
Таким образом, на наш взгляд, если предметом торгов является заключение контракта на поставку товара "самоспасатели фильтрующие" с указанием ГОСТа и необходимых "детских" размеров, это соответствует требованиям описания объекта закупки, изложенным в п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, а также ст. 467 ГК РФ, даже при том, что изделия требуемых размеров выпускаются только одним производителем. Ограничения количества участников в результате подобного описания объекта закупки не происходит.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

26 ноября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики