Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

21.12.2015
ВОПРОС:
Муниципальное бюджетное учреждение является получателем субсидий на выполнение муниципального задания. В ходе проверки в 2015 году в бюджетном учреждении хозяйственной деятельности за 2014 год выявлено нарушение при списании ГСМ ввиду необоснованного расхода бензина водителем. С виновного лица (не водителя) из заработной платы, выплаченной в рамках деятельности по выполнению государственного задания, было произведено удержание за бензин (как недостача).
Надо ли данную сумму перечислять в доход бюджета главного администратора средств? Как отразить рассматриваемую ситуацию в бухгалтерском учете?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Обязанность бюджетного учреждения перечислять в доход бюджета средства субсидии, являющейся финансовым обеспечением выполнения государственного (муниципального) задания, в случае выявления факта их необоснованного расхода положениями БК РФ не регламентирована. Но это не препятствует самостоятельному принятию учреждением решения о перечислении средств возмещения ущерба учреждения в доход бюджета.

Обоснование вывода:
Все законно полученные в рамках деятельности со средствами бюджетных субсидий доходы поступают в самостоятельное распоряжение бюджетных учреждений (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Возможность самостоятельного распоряжения полученными денежными средствами является основанием для учета "доходной" операции в рамках вида деятельности "2".
Бюджетные учреждения не признаются получателями бюджетных средств, а финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Соответственно, нормы о перечислении в доход бюджета сумм возмещения ущерба, получаемых участниками бюджетного процесса, к таким учреждениям не применяются.
Все средства, которые поступают бюджетному учреждению, в том числе и средства, предоставляемые из соответствующего бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, средства, поступающие из бюджета на иные цели, а также доходы от приносящей доход деятельности являются собственными доходами бюджетного учреждения (смотрите, например, письмо Минфина России от 01.10.2012 N 03-05-05-01/57), которыми учреждение распоряжается самостоятельно. По сути, разделены лишь виды деятельности, в рамках которых эти доходы используются.
В рассматриваемой ситуации возмещение ущерба виновным лицом является, по сути, компенсацией затрат учреждения.
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, в составе доходов по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ отражаются, в частности:
- компенсации затрат государственных (муниципальных) учреждений;
- другие аналогичные доходы.
В соответствии с положениями п. 220 Инструкции N 157н для отражения расчетов по суммам задолженности виновного лица по компенсации затрат организации госсектора применяется счет 209 00 "Расчеты по ущербу и иным доходам".
Все законно полученные в рамках деятельности со средствами бюджетных субсидий доходы поступают в самостоятельное распоряжение бюджетных учреждений (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Возможность самостоятельного распоряжения полученными денежными средствами является основанием для учета "доходной" операции в рамках вида деятельности "2".
При этом специалисты уполномоченных органов прямо указывают, что в рамках вида финансового обеспечения "4" могут учитываться только доходные операции в сумме:
- полученной субсидии на выполнение задания;
- возврата дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в период деятельности учреждения в качестве получателей бюджетных средств.
Таким образом, по общему правилу бюджетные учреждения отражают начисление любых доходов с использованием счета 209 00 только по коду финансового обеспечения "2".
Доходы от приносящей доход деятельности поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ).
Таким образом, сумма, поступившая от водителя в счет компенсации стоимости бензина, признается собственным доходом учреждения и перечислению в бюджет не подлежит*(1).
Отметим, что на практике в отношении получаемых учреждениями сумм неустоек, пеней, возмещения ущерба и затрат принимаются самостоятельные решения:
- о направлении полученных средств на осуществление расходов, связанных с выполнением госзадания;
- о перечислении поступивших средств в доход бюджета.
Учитывая практику работы контролирующих органов, такое решение может быть принято в организации госсектора, например, при поступлении средств:
- в счет возмещения ущерба по переплатам, неположенным выплатам и незаконным расходам, осуществленным по видам финобеспечения 4, 5, 6 или 7;
- в качестве неустоек по контрактам, оплата которых производилась по видам финобеспечения 4, 5, 6 или 7;
- в счет возмещения ущерба, связанного с недостачами, хищениями или порчей имущества, числившегося по видам финобеспечения 4, 5, 6 или 7.
Отметим, что механизм отражения в учете операций по перечислению в доход бюджета рассматриваемых средств не регламентирован ни Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), ни Инструкцией, утвержденной приказом Минфина от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н).
Если в силу объективных обстоятельств учреждение приняло решение о перечислении в бюджет сумм, удержанных с виновного лица в качестве возмещения ущерба, причиненного учреждению необоснованным списанием ГСМ, порядок организации бухгалтерского учета в данном случае следует определить в учетной политике бюджетного учреждения, согласовав его с учредителем (п. 2 Инструкции N 174н).
Ввиду того, что у учреждения отсутствует обязанность перечисления в доход бюджета сумм, удержанных с виновного лица в качестве возмещения ущерба, причиненного учреждению необоснованным списанием ГСМ, принятое учреждением решение о перечислении в доход бюджета сумм ущерба, возмещенных виновным лицом, приводит к увеличению объема расходных обязательств учреждения и может быть отражено по дебету счета 2 401 20 200 "Расходы хозяйствующего субъекта"*(1) и кредиту счета 0 303 05 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет".
Напомним, что операции, которые осуществляются без движения денежных средств, в том числе удержание из заработной платы виновного лица суммы ущерба, относятся к некассовым операциям (смотрите, в частности, пример 3 Приложения к письму Минфина России от 15.04.2015 N 02-07-07/21402, абзац 4 п. 4.5.4 письма Минфина России и Федерального казначейства от 29.12.2014 NN 02-02-07/68722, 42-7.4-05/2.1-823, абзац 9 п. 4.4 письма Минфина России и Федерального казначейства от 29.12.2014 NN 02-02-07/68726, 42-7.4-05/2.1-824).
При этом направление сумм, удержанных из заработной платы работника, начисленной в рамках финобеспечения "4", на погашение задолженности в рамках вида финобеспечения "2" следует произвести с применением счета 304 06 *(2).
С учетом изложенного в бухгалтерском учете бюджетного учреждения рассматриваемая ситуация может быть отражена с применением следующих корреспонденций:
Дебет 2 209 30 560 Кредит 2 401 10 130
- начислен ущерб в сумме, подлежащей возмещению в доход бюджета за счет виновного лица;
Дебет 4 302 11 830 Кредит 4 304 03 730
- отражено удержание из заработной платы виновного лица суммы ущерба;
Дебет 4 304 03 830 Кредит 4 304 06 730;
Дебет 2 304 06 830 Кредит 2 209 30 660
- отражено погашение суммы ущерба;
Дебет 2 401 20 290 Кредит 2 303 05 730
- отражено принятие обязательства по перечислению в соответствующий бюджет удержанной с виновного лица суммы ущерба;
Дебет 2 303 05 830 Кредит 2 201 11 610
увеличение по забалансовому счету 18 (код 290 КОСГУ)
- средства перечислены в доход бюджета.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Учет расчетов госучреждения по ущербу и иным доходам. Счет 209 00;
- Энциклопедия решений. Отчетность бюджетных (автономных) учреждений. Отчет (ф. 0503737). Некассовые операции;
- Энциклопедия решений. Отчетность бюджетных (автономных) учреждений. Пример формирования ф. 0503737. Некассовые операции в рамках нескольких видов деятельности;
- Энциклопедия решений. Отчетность бюджетных (автономных) учреждений. Пример формирования ф. 0503737. Некассовые операции в рамках одного вида финобеспечения по расходным и доходным кодам КОСГУ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

3 декабря 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что в соответствии с требованиями Указаний N 65н расходы, не связанные с оплатой труда, приобретением работ, услуг для нужд государственных (муниципальных) учреждений, обслуживанием долговых обязательств государственных (муниципальных) учреждений, предоставлением безвозмездных и безвозвратных трансфертов организациям, бюджетам, а также осуществлением социального обеспечения, подлежат отражению по статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ. Соответственно, расходы по добровольному перечислению удержанных учреждением сумм ущерба в доход бюджета следует отразить с применением статьи 290 "Прочие расходы" КОСГУ.
*(2) Использование счета 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами" обусловлено экономической сущностью подобных операций - эти операции не влияют на финансовый результат учреждения, поэтому задействование каких-либо аналитических счетов счета 401 00 "Финансовый результат экономического субъекта" не совсем корректно.

Все консультации данной рубрики