Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

23.12.2015
ВОПРОС:
Федеральному бюджетному учреждению выделены в рамках субсидии на 2015 год на выполнение государственного задания средства на уплату налогов на землю и имущество.
Возможно ли уплатить налоги за IV квартал 2015 года в декабре 2015 года?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Федеральное бюджетное учреждение может принять решение об уплате в текущем году (декабрь 2015 года) "имущественных" налогов, обязательство по уплате которых возникает в очередном финансовом году, в пределах имеющихся средств субсидии на выполнение государственного задания на лицевом счете. Однако принятие такого решения имеет некоторые риски.

Обоснование вывода:
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. При этом названная статья содержит оговорку о праве налогоплательщика исполнить обязанность по уплате налога досрочно. В то же время при принятии решения об осуществлении досрочной оплаты налогов бюджетному учреждению следует учитывать требования отраслевого законодательства, регулирующего его деятельность.
1. Согласно п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением государственного задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Такие субсидии предоставляются в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ.
Субсидии, перечисляемые учреждениям в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ, носят целевой характер - они предоставляются на финансовое обеспечение выполнения задания, сформированного на определенный период. Следовательно, за счет данных средств не должны осуществляться расходы, не связанные с выполнением задания, если иное прямо не предусмотрено законом.
При этом размер субсидии на выполнение задания должен определяться исключительно на основе показателей такого задания.
На практике конкретная годовая сумма субсидии на выполнение задания определяется исходя из:
1) объема средств, необходимых для непосредственного финансового обеспечения деятельности по оказанию услуги или выполнению работы;
2) постоянных затрат (расходов на содержание особо ценного движимого имущества, а также соответствующего недвижимого имущества, в том числе расходов на уплату "имущественных" налогов)*(1).
Отметим, что согласно требованиям НК РФ в течение налогового периода налогоплательщики уплачивают по налогу на имущество и земельному налогу авансовые платежи (если законом субъекта РФ не предусмотрено иное), а вот уплата налога на имущество и земельного налога производится по истечении налогового периода (календарного года). Соответственно, денежное обязательство по уплате налогов за четвертый квартал текущего года возникает в очередном финансовом году. Поэтому годовая сумма субсидии на выполнение задания текущего года определяется в том числе исходя из расходов на уплату налогов за четвертый квартал прошлого года и расходов на уплату авансовых платежей по налогам за первые три квартала текущего года.
2. Субсидия на выполнение задания предоставляется учреждению без определения направлений использования, так как согласно положениям п.п. 9 и 11 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденных приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н (далее - Порядок N 81н), учреждение при планировании своей финансовой деятельности по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, самостоятельно определяет направления расходов, а также объемы выплат, связанных с выполнением учреждением государственного задания. При этом законодательством Российской федерации не установлено требования о том, что плановые показатели по выплатам (расходам), отраженные в Плане ФХД, должны соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам, использованным при расчете субсидии на выполнение государственного задания (письмо Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/293). Главное, чтобы задание выполнялось в установленные сроки, в полном объеме и с должным качеством.
Кроме того, специалисты финансового ведомства указывают, что осуществление незапланированных расходов возможно за счет экономии средств субсидии по итогам определенного периода выполнения задания с внесением соответствующих изменений в План ФХД (смотрите, например, письма Минфина России от 12.07.2012 N 02-13-06/2703, от 07.08.2012 N 02-03-06/3073, от 09.08.2012 N 02-13-06/3106, от 08.10.2012 N 02-13-06/4132).
С учетом приведенных норм и положений НК РФ представляется возможным сделать вывод, что при наличии свободного остатка средств на лицевом счете бюджетное учреждение вправе уплатить земельный налог и налог на имущество за IV квартал 2015 года в декабре 2015 года.
В то же время принятие такого решения имеет некоторые риски.
Согласно п. 309 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), объекты учета раздела "Санкционирование расходов экономического субъекта" учитываются по аналитическим группам синтетического счета объектов учета, формируемых по финансовым периодам.
Принятие бюджетных обязательств и денежных обязательств, подлежащих исполнению в очередном финансовом году, отражается с аналитическим признаком 20 "Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)".
С учетом того, что обязанность по уплате рассматриваемых налогов возникает по окончании налогового периода (календарного года), специалисты финансового ведомства отмечают, что денежное обязательство по уплате налогов за IV квартал текущего года подлежит отражению в бухгалтерском учете как обязательство очередного финансового года (п. 3 письма Минфина России от 21.01.2013 N 02-06-07/155, письмо Минфина России от 07.11.2014 N 02-07-10/56182).
Соответственно, применение иного подхода имеет риск квалификации в ходе проверок факта искажения показателей бухгалтерской отчетности.
Напомним, искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10% признается грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, за что ст. 15.11 КоАП РФ предусматривает административную ответственность должностных лиц.
3. Если решение должностных лиц учреждения об осуществлении досрочной оплаты налогов связано с фактом несвоевременного доведения учреждению субсидии в очередном финансовом году, отметим, что Федеральным законом от 03.11.2015 N 301-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год" внесены изменения в том числе в ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, согласно которым не использованные в текущем финансовом году остатки средств субсидии, являющейся финансовым обеспечением выполнения государственного (муниципального) задания, могут быть использованы в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы, при достижении бюджетным учреждением показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).
Соответственно, при наличии экономии средств субсидии текущего года и выполнении в полном объеме задания учредителя нет необходимости в использовании сэкономленных средств именно в текущем году. Сэкономленные средства в случае несвоевременного доведения учреждению субсидии могут быть направлены в очередном году на уплату "имущественных" налогов.
Напомним, что конкретный порядок и условия предоставления субсидии на финансовое обеспечение задания, включая права, обязанности и ответственность сторон, а также объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года, определяются соответствующим Соглашением.
При наличии заключенного Соглашения о предоставлении субсидии, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, определенных таким Соглашением, стороны, его заключившие, будут нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Хотя, по мнению судебных инстанций, несвоевременное доведение учреждению субсидии, являющейся финансовым обеспечением выполнения задания, не освобождает учреждение от ответственности при исполнении обязательств, источником оплаты которых являются средства такой субсидии, нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения задания является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.15 КоАП (смотрите, в частности, п. 1.2.47 Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), одобренного Коллегией Счетной палаты РФ 18.12.2014).
Так, например, в качестве административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.15.15 КоАП, квалифицируется несоблюдение учредителем сроков перечисления субсидии (решение Центрального районного суда г. Волгограда от 26.03.2015 по делу N 12-411/2015).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

1 декабря 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите:
- п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ;
- п. 27 "Методических рекомендаций...", утвержденных приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 N 137н/527;
- п. 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 N 671.

Все консультации данной рубрики