Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

11.01.2016
ВОПРОС:
Муниципальное бюджетное учреждение оказывает один вид муниципальной услуги. На эту услугу предоставляется субсидия на выполнение муниципального задания.
Правильно ли, что учреждение все расходы, понесенные в рамках муниципального задания, относит на счет 4.109.60 "Себестоимость готовой продукции"? Каким счетом (4.401.20 или 4.401.10) должен закрываться счет 4.109.60?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Отнесение всех расходов, понесенных в рамках муниципального задания, на счет 4 109 60 000 "Себестоимость готовой продукции", при наличии расходов, не связанных непосредственно с процессом оказания муниципальной услуги, не будет соответствовать в полной мере требованиям учета расходов в бюджетном учреждении.
С учетом предполагаемых изменений в Инструкцию N 174н и уже имеющихся требований в Инструкции N 33н, в соответствии с которой бюджетное учреждение будет формировать отчетность за 2015 год, наиболее корректным будет применение счета 4 401 10 100 "Доходы экономического субъекта" при "закрытии" счета 4 109 60 000 "Себестоимость готовой продукции, работ, услуг". При этом до внесения изменений в Инструкцию N 174н применение указанных корреспонденций следует закрепить в учетной политике бюджетного учреждения.

Обоснование вывода:
1. При оказании одного (единственного) вида муниципальной услуги все затраты, непосредственно связанные с оказанием этой услуги, относятся к прямым затратам.
То есть в данной ситуации у учреждения нет накладных расходов, и, следовательно, все расходы, которые могут быть соотнесены с выполнением муниципального задания, относятся к прямым и сразу учитываются по дебету счета 0 109 60 000 "Себестоимость готовой продукции, работ, услуг".
К таким расходам могут быть отнесены:
- фактическая стоимость использованных при оказании услуг материальных запасов, а также балансовая стоимость введенных в эксплуатацию основных средств стоимостью до 3000 рублей включительно;
- расходы по содержанию и эксплуатации оборудования;
- расходы на амортизацию оборудования и затраты на ремонт основных средств и иного имущества;
- расходы по страхованию имущества;
- арендная плата за помещения, оборудование и иное имущество;
- расходы на содержание работников;
- коммунальные и эксплуатационные расходы;
- иные аналогичные расходы.
Вместе с тем затраты на нужды управления, не связанные непосредственно с производственным процессом (процессом оказания услуг, выполнения работ), учитываются по дебету счета 0 109 80 000 "Общехозяйственные расходы".
К общехозяйственным расходам, в частности, могут быть отнесены:
- административно-управленческие расходы (в том числе стоимость использованных в соответствующих целях материальных запасов, веденных в эксплуатацию основных средств стоимостью до 3000 рублей);
- расходы на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом;
- расходы на амортизацию и затраты на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;
- арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;
- расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и тому подобных услуг;
- иные аналогичные по назначению управленческие расходы.
В общем случае распределение общехозяйственных расходов осуществляется в два этапа:
- на первом этапе в учреждениях, осуществляющих несколько видов деятельности, производится распределение общехозяйственных расходов между этими видами деятельности;
- на втором этапе общехозяйственные расходы распределяются на себестоимость конкретных видов готовой продукции (работ, услуг).
По истечении отчетного периода (месяца) такие расходы в порядке, установленном учетной политикой учреждения (с учетом рекомендаций уполномоченных органов):
- распределяются на себестоимость продукции (услуг, работ) (списываются в дебет счета 0 109 60 000);
- относятся на увеличение расходов текущего финансового года (списываются в дебет счета 0 401 20 000).
Таким образом, отнесение всех расходов, понесенных в рамках муниципального задания, на счет 4 109 60 000 "Себестоимость готовой продукции", при наличии расходов, не связанных непосредственно с процессом оказания муниципальной услуги, по нашему мнению, не будет соответствовать в полной мере требованиям учета расходов и формирования себестоимости в бюджетном учреждении.
2. Согласно абзацу 3 п. 153 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н), начисление расходов бюджетного учреждения, источником финансового обеспечения которых являлась субсидия на выполнение государственного задания, не формирующих себестоимость работ, услуг (готовой продукции), оказываемых бюджетным учреждением в рамках государственного (муниципального) задания, с отнесением на финансовый результат текущего финансового года, отражается на основании первичных (сводных) учетных документов по соответствующим операциям и объектам учета по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 4 401 20 200 "Расходы хозяйствующего субъекта".
Однако подпунктом "а" п. 3.99 Проекта приказа Минфина "О внесении изменений в Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2010 N 174н" (далее - Проект) предусмотрено изменение редакции абзаца 3 п. 153 Инструкции N 174н. Проектом предусматривается, что по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 4 401 20 200 "Расходы экономического субъекта" будут относиться расходы бюджетного учреждения, источником финансового обеспечения которых являлась субсидия на выполнение государственного задания, не формирующих себестоимость работ, услуг (готовой продукции), оказываемых бюджетным учреждением в рамках государственного (муниципального) задания.
При этом подпунктом "г" п. 3.98 Проекта предусмотрены дополнения в п. 152 Инструкции N 174н, в том числе новый абзац, в соответствии с которым отнесение себестоимости выполненных бюджетным учреждением работ, оказанных услуг в рамках выполнения государственного (муниципального) задания на уменьшение финансового результата бюджетного учреждения отражается по дебету счета 4 401 10 180 "Прочие доходы" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 4 109 60 200 "Прямые затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг".
Указанные изменения согласуются с требованиями п. 53 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н (далее - Инструкция N 33н), внесенными в Инструкцию N 33н приказом Минфина России от 29.12.2014 N 172н, заключающимися, в частности, в том, что по кодам строк 160-269 отчета дополнительно отражаются расходы, принятые в уменьшение доходов в отчетном периоде. Данные отражаются по дебетовым оборотам счета 0 401 10 100 "Доходы экономического субъекта" (2 401 10 130, 4 401 10 180, 7 401 10 130) в корреспонденции с соответствующими счетами аналитического учета счета 0 109 60 000 "Себестоимость готовой продукции, работ, услуг" (2 109 60 000, 4 109 60 000, 7 109 60 000) и 0 109 90 000 "Издержки обращения" (2 109 90 000, 4 109 90 000, 7 109 90 000) - в сумме расходов, сформировавших себестоимость выполненных работ, оказанных услуг в разрезе соответствующих кодов классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).
Также обращаем Ваше внимание, что до внесения указанных изменений специалистами Минфина России и Федерального казначейства предусматривалось, что сформированная учреждением на счете 109 00 себестоимость готовой продукции (работ, услуг) может отражаться на счетах финансового результата текущего финансового года в уменьшение соответствующего дохода, то есть по дебету счета 401 10 (п. 3.7 Письма от 26.12.2013 NN 02-07-007/57698, 42-7.4-05/2.3-870).
Таким образом с учетом предполагаемых изменений в Инструкцию N 174н и уже имеющихся требований в Инструкции N 33н, в соответствии с которой бюджетное учреждение будет формировать отчетность за 2015 год, по нашему мнению, наиболее корректным будет применение счета 4 401 10 100 "Доходы экономического субъекта" при "закрытии" счета 4 109 60 000 "Себестоимость готовой продукции, работ, услуг".
В заключение напомним, что п. 4 Инструкции N 174н прямо устанавливает право бюджетных учреждений самостоятельно определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций корреспонденцию счетов в случае, если такая корреспонденция отсутствует в Инструкции N 174н (по согласованию с органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя). Поэтому до внесения изменений в Инструкцию N 174н применение указанных выше корреспонденций следует закрепить в учетной политике бюджетного учреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

7 декабря 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики